выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Впереди создание конгресс–кластера

22.04.2014Аренда (1010)конференц-залы (35)
Дефицит крупных современных конгрессных площадок, вмещающих более 1 тыс. человек, пока не позволяет Петербургу усилить позиции в более престижной нише на мировом рынке MICE–индустрии.

Благодаря статусу крупного экономического и туристического центра европейского уровня у Петербурга есть все предпосылки  для развития индустрии встреч. Проводя  ежегодно около 5 тыс. конгрессных мероприятий, город уже закрепил за собой статус конгрессной столицы России. По итогам 2012 года в мировой табели о рангах городов–лидеров по конгрессной деятельности Петербург занимает 64–е место, а Москва — 73–е. Однако, чтобы войти  в число мировых лидеров MICE–индустрии, став активным игроком рынка, необходимо не только наращивать объемы загрузки существующих мощностей, но и создавать новую инфраструктуру для проведения масштабных мероприятий мирового уровня.

По оценкам ГК «Мономакс», вклад в ВВП Петербурга от организации деловых мероприятий может быть приблизительно  оценен в 2,9 – 3,5 млрд рублей в год. Плюс  ПМЭФ, бюджет которого составил в 2013  году около 1 млрд рублей, прочие правительственные мероприятия и выставки.

Около 85 % проводимых в городе мероприятий относится к разряду малочисленных, с количеством участников от 50 до 300 человек. Ситуация обусловлена в первую очередь инфраструктурными возможностями Петербурга. Более 40 %  конгрессных мероприятий разного формата проводится в конференц–залах гостиниц. Еще около 20 % проходят во дворцах и музеях, 15 % — в бизнес–центрах и научных учреждениях, около 10 % — в домах  культуры и ресторанах, 3 – 5 % — в загородных резиденциях и базах отдыха. Лишь 10 % приходится на специализированные конгрессные площадки.

Для проведения подобных событий гостиницы наиболее целесообразны. Обладая залами малой и средней вместимости, отели наряду с финансово привлекательными программами размещения обеспечивают делегатам дополнительный комфорт, позволяющий не тратить время на передвижение к месту конференции.

Арендные ставки на конференц–залы в Петербурге имеют логичную динамику в зависимости  от их площадей. Для залов вместимостью до 600  человек — уменьшение в арифметической прогрессии стоимости аренды 1 м² при увеличении площади  зала: арендуешь большую  площадь — платишь меньше за 1 м². Для залов вместимостью свыше 600 человек — увеличение в арифметической прогрессии стоимости аренды 1 м² зала.  Это свидетельствует о том, что данный сегмент коммерческой недвижимости в Петербурге сформировался и период его становления уже позади. Следующий этап: развитие и более интенсивное и качественное насыщение имеющейся инфраструктуры мероприятиями и сервисами, а также освоение новых ниш.

На данный момент рынок предложений по организации и проведению крупных конгрессных мероприятий  пока еще развит слабо. Одной из наиболее значимых  причин, препятствующих  этому, является недостаточно развитая инфраструктура. Для проведения конгрессов с числом участников более 500 конференц–залов в Петербурге  явно недостаточно. Кроме того, в городе практически отсутствуют площадки, способные вмещать от 2 тыс. до 5 тыс. делегатов одновременно (исключение составляет выставочный комплекс «Ленэкспо»). Конечно, при большом желании для проведения крупных деловых мероприятий можно использовать спортивные и спортивно–концертные арены, специализированные концертные залы, музеи и дворцовые комплексы. Но такие помещения  не могут рассматриваться как прямые  конкуренты гостиницам и конгрессным  центрам, так как они не являются специализированными и ориентированы на проведение развлекательных событий.

Появление в городе конгрессно–выставочной инфраструктуры для проведения
крупных событий будет стимулировать участников MICE–индустрии к выходу  на более высокий уровень. Логично предположить, что тот, кому удастся первому ввести подобные мощности, будет бенефициаром, поскольку отсутствие конкуренции приведет к формированию премиального ценообразования на залы большой вместимости. Сверхзаполняемости таких помещений на первоначальном  этапе ожидать не следует,  так как привлечение мировых ротируемых мероприятий на новую площадку — процесс небыстрый и требует кропотливой совместной работы бизнеса и городских властей.  С этой целью сегодня в Петербурге идет формирование конгрессно–выставочного кластера, участникам  которого предстоит создать конкуренто способную компетенцию региона. В феврале 2014 года образовано АНО «Конгрессно–выставочный кластер Санкт–Петербурга» — орган управления кластером и одновременно организация, его  развивающая.

В октябре 2014 года в Петербурге откроется конгрессно–выставочный центр «ЭкспоФорум», который кроме выставочных  павильонов включает 40 конференц–залов, вместимость самого большого зала составляет 4200 человек. Одним из условий эффективного проведения крупных конгрессных мероприятий является также  наличие выставочных площадей, с решением этой задачи способны справиться  только специализированные конгрессно–выставочные центры

Автор: Надежда Эдуардова
Источник:Деловой Петербург, "Впереди создание конгресс– кластера", 22.04.2014