выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

В петербургских ТРК в августе уровень вакантных площадей вырос в 3 раза

11.09.2015Аренда (1010)
В петербургских торгово-развлекательных комплексах в августе этого года уровень вакантных площадей увеличился по сравнению с августом 2014 года с 5,5 до 15%, а в некоторых комплексах и вовсе пустует до 45% площадей.

Этот год выдался крайне тяжелым как для для торгово-развлекательных комплексов, так и для арендаторов: падение продаж вынуждало ретейлеров просить о снижении арендной платы. В Петербурге ситуацию усугубили еще и многочисленные ложные сообщения о минировании ТРК, из-за которых комплексы неоднократно останавливали работу в часы пик.

"В течение лета уровень вакантных площадей не менялся. В среднем доля свободных площадей в ТРК составляет около 15%, на некоторых объектах достигает 45%", — говорит управляющий директор PM NAI Becar в Санкт-Петербурге Наталья Скаландис.

В NAI Becar ожидают, что к началу октября с повышением деловой активности покупателей, а также за счет активного развития российских ретейлеров (например, Zarina, Sela. — Ред.) объем пустующих торговых площадей может сократиться на 5-7%.

В Colliers International в Петербурге, наоборот, прогнозируют, что ситуация может усугубиться в I квартале 2016 года, так как для большинства операторов предновогодний период является наиболее привлекательным с точки зрения оборотов. В связи с этим даже те, у кого есть планы закрыть магазины, вероятно, постараются не делать этого до начала 2016 года.

Яркий пример бедствующего комплекса, где больше половины площадей пусты, — ТЦ "Капитолий". За июль-август опустели два последних этажа, даже на фудкорте осталось всего три-четыре оператора. Пустеют площади и в ТЦ "Адмирал". 

Но и даже из ТРК "Галерея" весной и летом активно съезжали арендаторы, сейчас же на свободных площадях собственник старается размещать pop-up store — временные магазинчики с яркой концепцией (формат, набирающий популярность в Европе). Мнение брокеров по поводу уровня вакантных мест разделился. Так, в PM NAI Becar считают, что уровень свободных площадей в "Галерее" в августе по сравнению с началом 2015 года вырос в среднем на 7%, а по данным Colliers International, число вакансий, наоборот, сокращается, указывая на то, что в "Галерею" взамен ушедших арендаторов пришли новые для Петербурга бренды — одежная сеть Uniqlo и сеть украшений UNOde50.

Новые бренды приходят и в другие ТРК. По данным JLL, в этом году на петербургском рынке дебютировал французский fashion-бренд Pimkie: магазины были открыты в ТРК "Мега Дыбенко" и "Мега Парнас". Также в этом году открылся первый магазин локального бренда Princessa de Monaco — в ТРК "Лето".

В Colliers International отметили, что в целях скорейшего заполнения торговых центров многие девелоперы, в том числе и собственники "Галереи", соглашаются на краткосрочные договоры с операторами, используют форматы pop-up store. Это позволяет визуально сократить существующую вакансию, приносит арендный доход девелоперу, а также дает шанс ретейлерам, не работавшим ранее в ТРК, попробовать свои силы.

В последнее время торговые
галереи обживают российские дизайнеры. Некоторые ТРК соглашаются сажать у себя таких арендаторов, соглашаясь порой даже на арендную ставку, привязанную к определенному проценту от оборота. Так, известный петербургский дизайнер одежды Янис Чамалиди открыл свои бутики в ТРК "Галерея" и "Экополис".

Потянулись в ТРК и продавцы других сегментов. Так, сеть "220 вольт", открывавшая ранее свои магазины только в стрит-ретейле, решила открыть экспериментальный магазин в "Меге". Если опыт будет успешный, то компания готова и дальше открывать магазины в ТРК.

Президент Watcom (компания анализирует потоки посетителей в ТРК на основе установленных в них собственных счетчиков) Роман Скороходов отметил, что если сравнивать динамику показателей по посещаемости ТРК с докризисным 2013 годом, то за первые 36 недель года (8 месяцев) Петербург выглядит лучше, чем Москва, так как снижение в 2015 году к 2013-му составило около 4%, а в Москве — около 10%. Это связано как с кризисными явлениями в экономике, так и со значительными объемами ввода ТЦ в Москве в конце 2014-го — начале 2015 года. По данным Watcom, сильное падение трафика в петербургских ТРК в этом году было в начале февраля, начале мая и конце июля — начале августа.

Автор: Амера Карлос