Внимание!!!        С 1 июня 2017 раздел "Автосалоны" открыт на отдельном сайте autodealerspb.ru.
Кликните на это объявление что бы перейти на новый сайт.
выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Посткризисный синдром укрупнения автодилерского бизнеса

09.01.2018Автосалоны (253)
Итоги года. Основной тенденцией авторынка в 2017 году стало укрупнение дилерского бизнеса.

Основной тенденцией авторынка в 2017 году стало укрупнение дилерского бизнеса. Первое слияние произошло между Объединенной автомобильной корпорацией и дилером Cadillac «Де Вилль». Затем объединилась ГК «Автопродикс» с дилером KIA «Монком Авто». Холдинг «Максимум» купил дилерское предприятие KIA у переживающего трудности «Автоцентра Аврора».


Сейчас ряд дилеров ведет переговоры о выкупе автоцентра Hyundai, который ранее принадлежал петербургской группе «Ральф». Компания из–за финансовых трудностей потеряла франшизу корейской марки, а здание ушло банку «Санкт–Петербург». Эксперты говорят, что закредитованные игроки будут либо банкротиться, либо, чтобы остаться на плаву, продавать свои активы более сильным конкурентам. Кроме того, в условиях, когда растут продажи, но не растет доходность, небольшим компаниям выгодно стать частью крупных холдингов. Эта тенденция продолжится и в 2018 году.


Отрасль полнится слухами, что московская ГК «Рольф», которая в 2016 году завершила сделку по слиянию с компанией «Пеликан–Авто», ведет переговоры о выкупе или слиянии то с британским «Инчкейпом», то с московским «Автодомом». Все три компании работают и в Петербурге. Если это произойдет, авторынок города ждет большой передел.


Цитата года


Уже становится традицией продажа автоцентра продуктовому ретейлеру. Автобизнесу нынче автоцентры не нужны, но подходят по формату торговым сетям. Как карета превращается в тыкву, так автомобили превращаются в колбасу.

Евгений Пекарский


автоэксперт, о массовой продаже дилерских центров продуктовым сетям


Победа года. Непотопляемый


Экс–владелец обанкротившегося автохолдинга " РРТ " Олег Барабанов смог избежать личного банкротства, вернуться в автобизнес и создать совместное предприятие с японской Sojitz Corporation.

Олег Барабанов в этом году стал самым крупным ньюсмейкером в автобизнесе города. После банкротства РРТ в 2013 году к нему были поданы иски о личном банкротстве на 14 млрд рублей, часть суммы требовали аффилированные с ним компании. Весной бизнесмен договорился о снижении требований до 14 млн рублей.


А уже летом под его контроль перешла Объединенная автомобильная компания (ОАК), которой владел его экс–партнер по РРТ Андрей Ивойлов. Одновременно Олег Барабанов договорился о продаже дилерского направления Lada казахской "Азия Авто". Следующим шагом стало слияние с дилером Cadillac и Chevrolet — "Де Вилль" Сергея Дяченко. Наконец, осенью ОАК и один из крупнейших дистрибьюторов Subaru в Европе японская Sojitz Corporation создали совместное предприятие — ООО "Центр Санрайз", которое станет дилером Subaru.

ОАК продолжает расширяться, выкупая автоцентры, которые ранее принадлежали РРТ, и планирует получение новых франшиз. "В собственности есть свободные здания в Вологде и Казани, мы планируем запустить работу еще одного перспективного бренда, не используя при этом кредитных средств", — говорит Олег Барабанов.

В этом году бизнесмен также стал советником председателя правления банка "Санкт–Петербург" Александра Савельева. Интересно, что после начала банкротства РРТ Олег Барабанов продал пять автоцентров в рамках реструктуризации долга (2,5 млрд рублей) именно перед этим банком. А выкупили их структуры, считавшимся близкими к банку. Затем как раз начавший свой бизнес Андрей Ивойлов взял их в аренду под продажу GM. Так что карьерный завиток выглядит парадоксальным только на первый взгляд. По сути речь шла о спасении бизнеса, перед тем как на него начали претендовать другие кредиторы банкротившегося автохолдинга.


Темная лошадка. Первый казахский заезд


Федеральных игроков на авторынке города немного — московские «Рольф», «Автодом», Major Auto, «Автомир», британский «Инчкейп», белорусский «Атлант–М». В этом году их список пополнился казахским холдингом «Бипэк авто — Азия авто». Холдинг выкупил направление Lada у ОАК Олега Барабанова. До выхода в Петербург у компании в России было 15 автоцентров и 2,4 % авторынка страны. После сделки с ОАК в портфеле 18 салонов, доля рынка — 3,8 %. Также дилер покупает бывший автоцентр Renault ГК «Лаура», чтобы продавать Lada. В состав казахского холдинга входят завод «Азия авто» (г. Усть– Каменогорск), выпускающий Lada, автоцентры Lada, Skoda, Chevrolet, KIA, UAZ и Renault в Казахстане. С АвтоВАЗом группа строит в Усть–Каменогорске завод полного цикла на 120 тыс. автомобилей. В планах приобретение других франшиз и расширение работы в Петербурге. Учитывая ресурсы холдинга, местным игрокам есть о чем беспокоиться.


Поражение года. Продажа автоцентров



Несмотря на рост рынка, не все дилеры чувствовали себя в 2017 году хорошо. Проблемы испытывали петербургская группа «Ральф» (дилер Hyundai и Renault) и «Автоцентр Аврора» (дилер KIA). У компаний были задержки с выдачей автомобилей покупателям, что привело к необходимости сокращать бизнес. «Авторальф» продал автоцентр Renault на Петроградской стороне компании «Балтийская коммерция» и закрыл автоцентр Hyundai на Таллинском шоссе. Причем последнее здание, где продавалась корейская марка, и здание, где продается Renault, перешли банку «Санкт–Петербург». «Автоцентр Аврора» также продал дилерское предприятие на пр. Непокоренных и продает центр на Кубинской ул. Причины игроки видят в том, что обе компании работали на заемные средства, когда либо высоки ставки, либо банки находятся в нестабильной ситуации (например, в случае с «Автоцентром Аврора», который кредитовался в санируемом банке «Открытие»).


Интрига года. Раздел автобизнеса


В этом году автодилеры укрупняли бизнес. Так, ГК «Автопродикс» объединилась с «Монком Авто», Объединенная автомобильная корпорация — с «Де Вилль». Другие игроки приобретали новые автоцентры. А вот ГК «Дакар», наоборот, поделила бизнес между группой собственников. Причем до сих пор неясно, по каким причинам, группа считалась одной из наиболее активно развивающихся в городе. По данным участников рынка, раздел бизнеса произошел в конце 2016 — начале 2017 года. В итоге часть собственников осталась работать под брендом «Дакар», а другая часть создала компанию «Форсаж». В портфеле «Форсажа» оказались центры Lada, Peugeot и Suzuki (на Бухарестской ул.), Hyundai и УАЗ (на Выборгском шоссе). За «Дакаром» остались автоцентры KIA (на Камчатской ул. и Богатырском пр.), Hyundai (на ул. Кржижановского и Пулковском шоссе). Обе стороны подробности не разглашают и от комментариев отказываются.

Автор: Александра Конфисахор

В тексте упоминаются