рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
ЗакС вызвал Смольный на новую битву за муниципалов
Всего в Петербурге 111 муниципальных образований с общим бюджетом, по оценкам экспертов, в 700 – 800 млн рублей. Интересуются тем, кто будет управлять местной администрацией, а следовательно, и ведать вопросами государственного заказа, как минимум три стороны: непосредственно сами местные власти; потом их коллеги из городского парламента, для которых внутригородские образования всегда являлись тылом для избрания в следующий созыв; и районные администрации. Если все три сосуществуют в тесной взаимосвязи и полном взаимопонимании, то вопрос назначения главы местной администрации превращается в пустую формальность. Но если связь в этом треугольнике хотя бы на одном отрезке нарушена, то начинаются скандалы и подковерные игры.
Следует пояснить, что для замещения самой главной должности во внутригородском образовании создается конкурсная комиссия. В некоторых случаях она просто проверяет документы кандидатов на соответствие законодательству (и отказывает претендентам, если находит нарушения), в некоторых — выбирает кандидатуры, из которых потом совет выбирает, а в некоторых — представляет главу для утверждения местным депутатам. Раньше она на 2/3 формировалась непосредственно избранными местными властями и лишь на треть — ЗакСом по представлению губернатора. То есть в конкурс на должность главы мог попасть только человек, лояльный местным советам.
Но в конце мая, перед началом повсеместных выборов, федеральные депутаты изменили закон «Об общих принципах МСУ». Теперь совет назначает только половину членов, другой заведует губернатор (а по факту районные администрации), а ЗакС из этой процедуры исключили вовсе. Это автоматически увеличило возможности исполнительной власти посадить на должность «своего» человека и, соответственно, уменьшило возможности городских депутатов.
Депутат Законодательного собрания – член регионального политического совета партии «Единая Россия» Сергей Никешин предложил вернуть городскому парламенту часть влияния. Идея его федеральной инициативы состоит в том, что половина членов комиссии на замещение должности будет назначаться муниципальным советом, а вторая половина – законодательным органом субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица этого региона. Никешин поясняет, что «его порядок обеспечит более эффективное взаимодействие исполнительной и законодательной власти», а это, в свою очередь, «положительно отразится на управлении качеством жизни в каждом муниципальном образовании».
Жертвой тройного принципа формирования комиссии уже стал поселок Шушары, чей совет (состоящий преимущественно из единороссов) наотрез отказался утверждать протеже районной администрации Пушкинского района Андрея Ворсина, бывшего замглавы Колпинской администрации. Дело в том, что три члена комиссии согласно новому закону были ставленниками местных властей, а три (включая председателя) — ставленниками районной. Ставленники муниципалов настаивали на своих кандидатурах, в то время как ставленники района — на Ворсине. В итоге, так как слово председателя было решающим, Ворсин остался единственным кандидатом. Возмущенные муниципалы отказались его утверждать на одном из прошлых заседаний, заявив, что их лишили выбора. Правда, после консультаций с районом, «присмотревшись» к будущему руководителю Шушар, они нашли его «достойным» назначения.
Если инициатива Никешина будет одобрена на заседании ЗакСа, она поступит на рассмотрение в Госдуму. По мнению помощника главы фракции «Справедливой России» – депутата МО «Гавань» Нэлли Вавилиной, в данной поправке на первый взгляд никакого смысла нет. Заксовские коллеги Вавилиной, напротив, инициативу поддержали. Так, депутат из группы «Гражданской платформы» – член комиссии по МСУ Ольга Галкина напомнила, что «в идеальном варианте» парламентарии работают в тесной связке со своими младшими товарищами. «Поэтому, на мой взгляд, хорошо было бы, если бы мы каким-то образом участвовали в процессе формирования комиссий».
Сергей Соловьев заявляет, что лично он бы поддержал инициативу Никешина. «Нельзя разделить органы местного самоуправления на представительскую и исполнительную власть, как это происходит в государственных органах. Поэтому нельзя руководствоваться логикой, что государственная исполнительная власть должна формировать исполнительную власть муниципальных образований без участия депутатов», – заявил он. При этом он отмел все подозрения в том, что ЗакС и Смольный пытаются поделить власть: «Мы просто бы тоже хотели принимать участие в процессе формирования местных администраций. Ведь, работая в тесной связке с муниципалами, мы способны на многое. Например, помочь местным советам при прохождении на конкурс нежелательных людей».
Отметим, в прошлом году Смольный сильно ослабил влияние городских парламентариев на местных коллег, изменив систему перечисления межбюджетных трансферов. Фактически он лишил депутатов городского парламента возможности выделять подконтрольным муниципальным округам деньги на благоустройство и праздники по поправке Бюджетно-финансового комитета. Депутаты целый месяц бились со Смольным за раздел денег и смогли отвоевать право распределять средства в этом году. Однако в последующих годах муниципалитетам все равно придется сначала предоставлять программы в администрацию города, чтобы получить субсидии от депутатов.
Одновременно с ослаблением парламента происходит усиление влияния на муниципалов со стороны районных администраций. Так, на заседании бюджетно-финансового комитета ЗакСа 13 октября стало известно, что Смольный и Законодательное собрание готовятся лишить муниципальные образования государственного заказа, фактически отбирая у 111 МО право самостоятельно выбирать поставщиков и подрядчиков. На практике это будет означать, что за муниципалитетами сохранится вся черновая работа: составление адресной программы, написание технических заданий, составление плана закупок и прочее.
А вот государственная власть (как уточнил замглавы комитета по государственному заказу Владимир Зимин, с 2015 года это будут районные администрации) получит право размещать информацию о конкурсах на сайте госзакупок, проверять заявки на участие и проводить процедуры по отбору поставщиков. И хотя в Смольном подчеркивают, что переход будет абсолютно добровольным, опыт подписания специальных соглашений между муниципалами и Контрольно-счетной палатой Петербурга (подписались почти все МО) говорит о намерении повсеместно внедрить новшество.