выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Конец эры мелких операторов связи

18.10.2010Бизнес (5669)
Операторы «большой тройки» вытесняют мелкие компании с рынка фиксированной связи. Последние хотят продаться, но большинству из них придется уйти в узкие ниши или умереть.

Активная консолидация рынка, начавшаяся еще в 2008 г. с объединения «Голден Телекома» и «Билайна», в 2010 г. возобновилась с новой силой, говорит коммерческий директор «Северен-Телекома» Антон Виноградов.


Как полагает коммерческий директор WELL-COM Дмитрий Петров, в итоге три-пять игроков поделят рынок, как частный, так и корпоративный, только на втором консолидация будет идти медленнее. В «Элтеле» ожидают, что останется 10 крупных компаний и еще 20-50 средних.


Пытается усилить позиции на фиксированном рынке «большая тройка»: «МегаФон» купил «ПетерСтар» и «Метроком», «Билайн» рассматривает приобретение «Ланк Телекома». Компания «МТС», которая сейчас интегрируется с «Комстар-ОТС», тоже в ближайшее время что-то приобретет, полагает директор по маркетингу «Ланк Телекома» Даниил Курс.


Размер имеет значение


Текущая рыночная ситуация гибельна для бизнеса небольших компаний. Выручка от телекоммуникаций, по оценке «Северен-Телекома», в кризис упала примерно на 30%. Компании обрушили цены и теперь работают с минимальной маржинальностью, держатся на том, что уходят в смежные сегменты, например предоставляют услуги data-центров, поясняют в агентстве «Рустелеком».


На частном рынке обстоятельства тоже складываются не в пользу мелких игроков. «Новых абонентов все меньше. Доход с пользователя падает, -- отмечает Дмитрий Анчунов, генеральный директор Interzet. -- Крупные провайдеры проводят акции, сбивают цены. Все это бьет по мелким».


В такой ситуации мелким игрокам надо либо найти свою нишу, либо консолидироваться или продаться, уверен директор по корпоративному бизнесу Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» (ТМ «Билайн») Алексей Максимов.


В «Рустелекоме» подчеркивают: занять нишу смогут только игроки с качественной инфраструктурой, которые сделают интересное предложение для определенной группы пользователей, например для любителей сетевых компьютерных игр.


Сценарий объединения мелких игроков большинство экспертов отвергает, указывая на множество неудачных попыток: владельцы мини-сетей оценивают свой бизнес по-разному да и цели не всегда преследуют одни и те же.


Но не все настроены так пессимистично относительно будущего небольших компаний, прежде всего -- они сами. «Живучесть мелкого оператора зависит от того, на какие деньги он развивается. Если он не связан кредитами, то может существовать долго, -- заверяет Руслан Антропов, директор оператора «Реалнет». -- У маленькой компании есть преимущество -- она может быстро реагировать на проблемы клиента».


Выворачиваем карманы


Как отмечают эксперты, в кризис пошатнулось положение «карманных» операторов, контролируемых владельцами бизнес-центров и там же эксклюзивно предоставляющих услуги.


Арендаторы стали требовать новых операторов с низкими ценами, да еще появилась альтернатива в виде беспроводного оператора Yota.


«Телеком» для нас не основной бизнес. Ради основного бизнеса мы стали гибкими, -- признает Андрей Пушкарский, генеральный директор УК «Сенатор» (оператор -- «Сенатор Телеком»). -- Мы стали пускать клиентов со своими операторами. Но мы за это получаем что-то вроде агентского вознаграждения, предоставляем «последнюю милю». Сложилась четверка операторов, с которыми мы сотрудничаем. Покупкой «Сенатор Телекома» интересовались во время кризиса, но мы дешево не хотим его продавать».


У Игоря Водопьянова, владельца холдинга «Теорема», другое мнение. «90% «телекома» в бизнес-центрах «Теорема» -- это «Теорема Телеком», -- говорит он. -- Клиент бизнес-центра платит примерно $1 на 1 м2 за услуги связи и $30 за аренду 1 м2. И что, он будет из-за телекоммуникаций переезжать? «Карманный» оператор -- самый стабильный бизнес. Он прибит к своему бизнес-центру».


Большинство экспертов все же считает, что «карманные» операторы с потерей сверхприбылей будут проданы как непрофильный бизнес. Генеральный директор компании «ОБИТ» Андрей Гук ожидает, что через 1-2 года эксклюзивных операторов в бизнес-центрах не останется.


Конец будет в 2012 году


К 2012 г. произойдут основные сделки, которые определят расстановку сил на рынке, говорят в «Ланк Телекоме». Но, как отмечает глава агентства «Рустелеком» Юрий Брюквин, многие мелкие компании давно выставлены на продажу, только их никто не покупает. «На корпоративном рынке у маленького оператора обычно полуродственные связи с клиентами, такая база может быть потеряна после покупки, -- объясняет Юрий Брюквин. -- Что касается частного рынка, ежемесячно провайдеры подключают к Интернету более 30 тыс. абонентов. Оператору проще и дешевле провести маркетинговую акцию и набрать абонентов, чем покупать их».


Плюс к тому, добавляет глава агентства Telecom Daily Денис Кусков, часто в мелких компаниях выдается серая зарплата, арендуется оборудование по серым схемам, да и сами сети некачественные.


Генеральный директор «Пин Телекома» Дмитрий Невельский рассказывает, что от покупки некоторых компаний пришлось отказаться из-за низкого среднего дохода с абонента: «Нам пришлось бы либо поднимать цены до нашего уровня и терять клиентов, либо рушить собственные показатели».


Директор филиала «Сумма Телеком» в Петербурге Андрей Полунин считает, что рентабельность большинства мелких компаний стремится к нулю.


Топ-менеджеры крупных компаний безжалостны. «Мелких игроков в итоге не останется. Сколько они продержатся еще -- не знаю, -- говорит Георгий Гетманец, директор Северо-Западного филиала «МегаФона». -- МТС, «Билайн» следуют тому же принципу, что и мы. Среди трех операторов идет борьба за каждого клиента».


Лидер рынка -- «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) на попытки «большой тройки» подняться смотрит свысока. «У «ВымпелКома» за время интеграции увели 30% клиентов, -- напоминает коммерческий директор СЗТ Олег Попов. -- Разве это можно назвать усилением позиций? Консолидация активов -- это не только вызов рынку, но и определенные риски».


Источник: газета "Деловой Петербург"