рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Митинг предпринимателей против некомпетентности КИО
Завтра на пл. Ленина состоится санкционированный митинг предпринимателей против «некомпетентности комитета имущественных отношений (КИО) и развала системы управления участками под нестационарную торговлю», как говорят его организаторы. Главной причиной недовольства малого бизнеса стали уведомления о расторжении договоров аренды. По данным самих предпринимателей, это касается 1,5 тыс. участков.
Однако это только верхушка айсберга, предприниматели недовольны работой КИО в целом. Они считают, что в ситуации, когда мелкой розницей руководят сразу три комитета (КГА, КИО и КРППР), которые подчиняются трем разным вице–губернаторам — Игорю Албину (КГА), Михаилу Мокрецову (КИО) и Сергею Мовчану (КРППР), порядок в секторе навести невозможно.
В уведомлениях о расторжении договоров аренды с владельцами ларьков (копии есть в редакции) КИО указывает причину: отсутствие письма КГА о соответствии ларька требованиям, указанным в договоре. Притом что такой формы документа у КГА нет, вместо этого комитет согласовывает архитектурно–планировочное задание. «Число 1500 уведомлений называют в неофициальных беседах сами сотрудники Смольного», — рассказывает владелец 27 торговых павильонов Юрий Рагулин. Официально в КИО говорят о 70 выданных уведомлениях о расторжении договоров аренды участков под временные торговые объекты. Одно из таких уведомлений и получил Юрий Рагулин. Он говорит, что справки из КГА о соответствии утвержденному комитетом эскизу отправил в КИО еще в сентябре, а уведомление о расторжении получил в феврале, затем начал писать в КГА, где ответили (копия есть в редакции), что формы «письма» у комитета нет.
Дмитрий Васильев, представитель компании «Петроторг», тоже получил уведомления — сначала его объекты согласовывали как павильоны, потом как автолавки. «В КГА тоже не знают, как эти объекты должны выглядеть, и гоняют нас по кабинетам», — говорит он.
Число 1500 уведомлений, по его словам, ему тоже назвали на приеме в управлении земельных ресурсов, отметив, что в следующем году расторгнутых договоров будет больше. Владелец овощных лотков Евгений Степанов получил сразу два таких уведомления. Он рассказывает, что в 2014 году, узнав о реформе КУГИ и прекращении работы его районных филиалов, все активные предприниматели ринулись продлевать договоры. И в новые, продленные договоры тогдашний КУГИ добавил пункт о том, что в течение года арендатор должен представить письмо КГА. «Нам сказали, что этого требует Смольный, но на самом деле учитывать его необязательно, и все успокоились, — продолжает Евгений Степанов. — Думаю, КИО вспомнил об этом сейчас, потому что возможности ведомства сокращаются, например, часть полномочий по сносу объектов перешла к районным администрациям, и КИО хочет показать свою значимость оставшимися способами».
Предприниматель считает, что, вероятнее всего, КИО расторгнет договоры, ларьки снесут, а потом предприниматели будут судиться. И, возможно, тот самый пункт о предоставлении письма от КГА суд признает кабальным, но ларька уже не будет. В комитете имущественных отношений «ДП» сообщили, что знают о проблеме со справкой КГА. И поэтому сейчас процесс расторжения договоров временно приостановлен. Что, впрочем, не утешает предпринимателей, которые такие уведомления уже получили. В КГА, куда «ДП» также направил запрос, пообещали дать ответ в течение 7 дней.
После того как в прошлом году изменился Земельный кодекс, петербургских владельцев ларьков от договоров аренды — перезаключать их пришлось бы только на торгах. Вместо договоров аренды КИО предложил заключать с бизнесом договоры размещения.
Добросовестные предприниматели, у которых после изменения законодательства были действующие договоры аренды участков (в 2015 году их было более 5 тыс.), могли либо обратиться за переоформлением аренды в размещение, либо ждать окончания срока договора аренды и затем его переоформить. Но многие переоформляться не спешили: размещение не регистрируется в Росреестре, и такой договор ларечники считают менее надежным. Арендаторы рассчитывали продержаться как минимум до окончания договора. Теперь, считают они, КИО рассчитывает перевести малый бизнес «на птичьи права» — то есть на размещение.
Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП «Союз малых предпринимателей», считает, что власти должны повременить с расторжением. «Главное — не рубить сплеча, не расторгать сотни договоров сейчас», — говорит он.
Также среди претензий организаторов митинга к КИО — ошибки в работе электронного сервиса в начислении платы за размещение или аренду, что влечет за собой потерю «добросовестности», то есть невозможность продлить договор без торгов.
Владелец ООО «Монолит» Ашот Эфендиев также планирует прийти на митинг, хотя уведомлений о расторжении договора пока не получал. «Работа КИО в целом сейчас оставляет желать лучшего, очереди как были, так и остались, система перестройки КУГИ в КИО сыра и недоработана, на многие письма мы не получаем ответа по 4–5 месяцев, мне по ошибке присылали несуществующие пени, когда на счету были излишки денег», — рассказывает он. Также предприниматели рассказывают, что в управлении земельных ресурсов они наблюдают всего двух специалистов: один якобы отвечает за север города, другой — за юг. Поэтому там постоянно многочасовые очереди. «Раньше у нас были районные КУГИ, где были в курсе наших проблем, мы могли их быстро решить, — говорят предприниматели, — теперь на простой запрос ответа надо ждать месяцами».
На этом фоне КГА берется за разработку эстетического регламента для нестационарной торговли, который будет утвержден 29 апреля. Пока не ясно, речь идет о доработке и утверждении старого регламента, появившегося в 2014 году, или о новом проекте. В последнем случае, считает и бизнес, и общественники, рынок ждет катастрофа: владельцы киосков уже потратили средства на модернизацию, а общественники договаривались с властями об уступках и отсрочках. Например, в 2014 году удалось добиться для части киоскеров возможности вместо полной замены покрыть павильон специальными панелями. Теперь, если понадобится новая «перестройка», она обойдется не менее чем в 4–5 млрд рублей. Евгений Степанов отмечает, что овощной киоск стоит около 500 тыс. рублей.
Комментарии экспертов: Оксана Шульга, официальный представитель КИО.
КИО в конце прошлого года направил около 70 уведомлений о расторжении договоров аренды участков под временные торговые объекты. Эти договоры действуют в режиме неопределенного срока. Уведомления о расторжении были направлены потому, что арендаторы нарушили пункты договоров о необходимости получения и выполнения рекомендаций КГА по проектированию и размещению торгового объекта, а также обязательство по предоставлению в течение года со дня подписания договора письма КГА, подтверждающего соответствие объекта рекомендациям КГА. Нарушение данных пунктов по условиям договоров аренды влечет их расторжение. Вместе с тем сейчас действия КИО по расторжению данных договоров приостановлены, так как в комитет от арендаторов поступила информация о том, что они обращались в КГА за соответствующими документами, но им было отказано. В целях проверки данной информации в КГА было направлено обращение КИО с адресным перечнем этих 70 земельных участков, по которым были направлены уведомления о расторжении договоров, с просьбой представить по ним полную информацию. Также на последних совместных с КГА и КРППР совещаниях была выработана единая позиция относительно этого вопроса, в частности относительно порядка действий предпринимателей для исполнения обязательств по этим пунктам, полный перечень необходимых документов для предоставления в КГА и КИО и т. д. В ближайшее время информация будет размещена на сайтах КИО, КРППР.
Сергей Веснов, общественный деятель малого бизнеса.
Предприниматели записываются на митинг. Причин недовольства у бизнеса много — проволочки в у правлении заявителей КИО, работа управления по земельным ресурсам и т. д. По этой причине уже появляются люди, которые «решают вопросы». То есть КУГИ вроде бы реформировали, чтобы порвать с коррупцией, но нынешняя закрытость комитета может породить следующий виток коррупции. Надо собрать трех вице–губернаторов, которые ответственны за ситуацию с нестационарной торговлей, — Мокрецова, Мовчана и Албина, закрыть их в комнате и не выпускать, пока не пойдет белый дым.