рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Разошлись в стратегиях
Информацию о том, что он больше не будет председателем совета директоров банка, подтвердил «ДП» сам Евгений Лотвинов. По его словам, он останется членом совета директоров и акционером (сейчас Лотвинову принадлежит 20,06% акций банка). Информацию о конфликте с Владимиром Коганом Евгений Лотвинов прокомментировал так: «У нас есть разногласия в проведении политики банка, но мы остаемся партнерами. Думаю, стратегия банка изменится». На сайте банка «БФА» в разделе «раскрытие информации» опубликовано сообщение о том, что 26 сентября состоится заседание совета директоров с единственным вопросом в повестке: «О переизбрании председателя совета директоров ОАО «Банк БФА».
Источник «ДП» в одном из петербургских банков выдвинул версию, что стратегия развития — выдуманная причина смены главы совета директоров банка «БФА». «Лотвинов с Коганом просто не поделили деньги. Это станет окончательно ясно после того, как место председателя совета займет сын Владимира Когана Ефим, а Лотвинов потеряет место в совете», — уверен этот банкир. Поскольку сам Евгений Лотвинов предпочел не углубляться в нюансы своих стратегических разногласий с Владимиром Коганом, а последний традиционно уклоняется от общения с журналистами, опровергнуть версию про меркантильные причины конфликта двух финансистов оказалось некому.
Остальные банкиры, к которым «ДП» обратился за комментариями по поводу отставки главы совета банка «БФА», предпочли отмолчаться. В лучшем случае от них поступало по несколько слов о том, что Лотвинов имеет репутацию отличного профессионала в банковском бизнесе. Даже основной владелец банка «МБСП» Сергей Бажанов, на которого Евгений Лотвинов 4 года работал, прежде чем перейти к Когану, передал через своего сотрудника отказ от комментариев, сославшись на то, что уже более 10 лет прошло с тех пор, как Лотвинов был топ–менеджером в его банке.
Разногласия крупных совладельцев банка иногда приводят к печальному финалу. Прямо сейчас на глазах финансового сообщества происходит развязка истории Балтийского банка, который хоть и не является формально петербургским после перевода головного офиса в Москву, но его клиенты и активы имеют в большинстве своем петербургскую прописку. Два крупнейших совладельца Балтийского банка, Олег Шигаев и Андрей Исаев, более года вели судебные баталии за контроль над банком и недвижимостью. Теперь банк, потеряв позиции на финансовом рынке, находится в процедуре санации. Дыру в его балансе, то есть разницу между заявленными и действительными активами, в Агентстве по страхованию вкладов недавно оценили примерно в 30 млрд рублей.
В банке «БФА», по оценкам участников финансового рынка, ситуация принципиально иная, нежели в Балтийском банке, так что участь последнего ему сейчас не грозит. Дело в том, что в банке «БФА» Лотвинов является миноритарным акционером. Формально Владимир Коган в числе крупных акционеров банка не фигурирует, но его сыну Ефиму принадлежит 24,95% акций. Еще 31%, по данным информационной системы «СПАРК», находятся у номинального держателя, ЗАО «НРД». Конечный бенефициар этого пакета не раскрывается, но никто из финансистов не сомневается, что банк подконтролен семье Коганов.
Владимир Коган до середины 2000–х годов считался в Петербурге банкиром №1. Вместе со своим деловым партнером Давидом Трактовенко он выстроил империю под названием «Банкирский дом «Санкт– Петербург». Ядром этого холдинга был банк «ПСБ», крупнейший в Петербурге по активам. Некоторое время небольшим пакетом в ПСБ (меньше 1%) владел и президент РФ Владимир Путин — тогда глава комитета по внешним связям Смольного. К 2005 году, когда партнеры закончили продажу контрольного пакета акций своего детища Внешторгбанку за $577 млн, ПСБ с активами 74 млрд рублей занимал по этому показателю 10–е место в России. После сделки с ВТБ топ–менеджеры инвестиционного блока ПСБ во главе с Евгением Лотвиновым вошли в состав акционеров управляющей компании (УК) «БФА» и инвестиционной компании (ИК) «БФА» и возглавили эти компании.
Банк «БФА» был основан в 1993 году как банк «Ольгинский». После неоднократной смены названий и собственников в 2006 году он стал частью группы «БФА» и на 1 сентября 2014 года, по его собственным данным, имеет 93,5 млрд рублей активов, занимая по этому показателю 4–е место в Петербурге. Собственный капитал банка на 1 сентября — 10,2 млрд рублей.
Владимир Коган в 2006 году никак не мог официально стать мажоритарным акционером банка: он тогда только что пошел в чиновники и делал карьеру в строительном блоке правительства РФ. Работая на руководящих постах в Росстрое, он в 2005– 2011 годах курировал строительство петербургской дамбы. Несмотря на то что банк «БФА» сейчас номинально превосходит по активам и капиталу проданный Коганом ПСБ, от амбиций основного владельца этот банк сильно отстает, полагают опрошенные «ДП» финансисты. Ведь размеры всей банковской системы за последние 10 лет выросли на порядок. Поэтому в последние годы Владимир Коган делал несколько попыток расширить свою долю на российском финансовом рынке. По данным СМИ, еще будучи чиновником Росстроя, он интересовался покупкой находящегося под санацией у госкорпорации ВЭБ банка «Глобэкс». Затем в 2012 году вел переговоры о покупке банка «Возрождение».
Впрочем, банковский сектор в России в последний год резко замедлил развитие. Темпы роста кредитных портфелей сократились с прежних 40% до 15–20%, совокупная прибыль банков в 2014 году, как ожидается, снизится. Замедление отмечается и в финансовых показателях банка «БФА» (см. график). Возможно, поэтому о новых попытках Когана купить банк больше не слышно. Зато в 2013 году он претендовал на покупку крупного нефинансового актива — доли Сулеймана Керимова в главном российском производителе калийных удобрений — «Уралкалии»