выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Фикция строительного саморегулирования

14.05.2015Бизнес (5669)

На российском строительном рынке, по данным Минстроя, работают 140 тыс. организаций и более 5 млн человек. Они объединены в 508 саморегулируемых организаций (СРО), которые входят в два объединения: Национальное объединение проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ) и Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ).

Система СРО заработала после отмены лицензирования в строительстве в 2009 году. С тех пор это единственный способ получить допуск к строительным работам. Но система СРО в 7–10 раз увеличила финансовые затраты строителей на оформление разрешительной документации, что повлекло за собой рост стоимости жилья в России при снижении его качества, ведь профессиональные стандарты в СРО отслеживаются плохо. На СРО не возложена даже ответственность за неисполнение застройщиками обязательств по договорам, заключенным на основе конкурсов. Если организация выиграла конкурс, а потом исчезла, СРО ни при чем. Главный смысл современного института СРО — вовлечь как можно больше членов, потому что заработок руководства зависит исключительно от их числа. Неудивительно, что на запрос в Интернете «вступить в СРО» выскакивает несколько тысяч сайтов, на большинстве из которых предлагается вступить в СРО за пару дней за соответствующую сумму денег.

Таким образом, главная
идея саморегулирования — выдача свидетельств о допуске к видам работ, задуманная как фильтр на пути недобросовестных строителей и мошенников, оказалась полностью несостоятельной. Оказалась на грани фола также и идея с компенсационным фондом СРО. Этот фонд формируют взносы членов саморегулируемой организации. Их минимальный размер — не менее 300 тыс. рублей для строительных организаций и 150 тыс. рублей — для компаний, ведущих проектные и изыскательские работы. Без этих взносов членом СРО не стать. Но для большинства предприятий, относящихся к субъектам малого предпринимательства, такие взносы неподъемны. Тем не менее сегодня общий компенсационный фонд всех российских строительных СРО превышает 70 млрд рублей. И эти деньги, как показывает практика, не всегда расходуются на предусмотренные законом цели. Национальные объединения СРО раздирают коррупционные скандалы. В НОСТРОЙ, например, в марте 2015 года из–за уголовных дел были уволены два высокопоставленных чиновника. По этой причине заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Козак на коллегии Минстроя впервые прямо признал, что саморегулирование не состоялось. Необходимо возвращать систему лицензирования в строительную отрасль.

Да, лицензирование в строительстве
столь же неэффективно, как саморегулирование, но оно обходится отрасли на порядок дешевле, чем система СРО. И выдают лицензии специалисты, которые имеют соответствующее профессиональное образование и знания, а не менеджеры по продажам. Самое главное — при лицензировании за результаты работы строителей, получивших соответствующий документ (значит, за безопасность строительства и эксплуатации нашего жилья), ответственность несут институты государственной власти, а не группа коммерческих предприятий.

Автор: Максим Черниговский
Источник:Деловой Петербург, "Фикция строительного саморегулирования", 14.05.2015