рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Офис своими руками
Компания «Метрика» — один из федеральных лидеров рынка DIY — занялась строительством бизнес–центров. Первый офисный комплекс для сдачи в аренду девелопер построит в этом году в Петербурге, второй — в Великом Новгороде. Несмотря на падение объема сделок по аренде и 13 %–ную долю свободных площадей, девелоперы ожидают роста офисного сегмента.
Как рассказал «ДП» гендиректор компании «Мегалит» (входит в холдинг «Корпорация СБР» в составе «Метрики») Алексей Чистяков, первый бизнес–центр компания строит на участке площадью 1,4 га около станции метро «Ладожская», который получила от города на инвестиционных условиях в 2009 году. В соответствии с договором «Метрика» построила и вскоре передаст Петербургу автобусную станцию для общественного транспорта около «Ладожской». Ее стоимость не раскрывается.
Общие затраты на реализацию нового проекта «Метрики» эксперты оценили в 0,8 – 1 млрд рублей. На участке появится многофункциональный комплекс (МФК), в составе которого будет гипермаркет «Метрика» площадью 10 тыс. м2 (восьмой в Петербурге) и отдельное 10–этажное офисное здание площадью 11 тыс. м2 с подземным паркингом на 300 машин. «До сих пор офисы мы не строили. Изначально искали место под гипермаркет. Но площадь участка оказалась слишком большой. В итоге решили построить два объекта. Сдача комплекса в эксплуатацию намечена на ноябрь 2014 года», — говорит Алексей Чистяков. Арендная кампания уже открыта. «Мегалит» рассчитывает окупить проект за 7 лет.
Второй бизнес–центр, по словам Алексея Чистякова, «Метрика» в течение года откроет в Великом Новгороде также в составе МФК с одноименным гипермаркетом. Общая площадь комплекса составит 12 тыс. м2. В нем будет равное соотношение торговых и офисных площадей.
По данным «Colliers International СПб», в районе станции метро «Ладожская» офисный рынок представлен шестью бизнес–центрами общей арендопригодной площадью 60 тыс. м2. В частности, здесь развивает деловые площади на своей территории завод «Русские самоцветы», есть офисные площади в составе «Заневского каскада» холдинга «Адамант». Все бизнес–центры, расположенные здесь, относятся к сегменту класса В, в нем планирует позиционировать свой объект и «Метрика». Уровень арендных ставок по офисным объектам в этом районе, по данным NAI Becar, колеблется от 800 до 900 рублей за 1 м2 в месяц. Но в частных случаях уровень ставок может достигать 1,2 тыс. рублей за 1 м2 . Заполняемость офисов в этом районе составляет 70 – 75 %. «Спрос на БЦ возле «Ладожской» достаточно большой, и это объясняется двумя причинами: близостью к центру и уровнем развитости района, ориентированного на средний класс», — поясняет Михаил Рожко, директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге.
Вице–президент ГК Leorsa Ольга Пономарева, напротив, уверена, что этот район уже насыщен офисными объектами и, чтобы создать успешный проект, нужно детально проработать концепцию.
Общий объем предложения офисной недвижимости Петербурга в этом году достиг 2 млн м2, из них свободными стоят около 13 %. При этом уровень вакансии, по данным Colliers International, в классе В составляет 8,2 %, в классе А — 22,2 %. На фоне общего замедления экономического роста по итогам I квартала объем поглощения офисных площадей оказался почти в 3 раза ниже, чем в 2013 году: 13 тыс. против 30 тыс. м2. «Это падение имеет временный характер. Новые бизнес–центры будут востребованы еще долго, огромному количеству компаний требуется улучшение рабочих условий, — уверяет президент ГК «БестЪ» Андрей Лушников. — И, если рассматривать рынок в целом, сейчас насыщенность рынка офисными площадями значительно ниже, чем торговой недвижимостью».
Офисный сегмент все чаще привлекает непрофильных девелоперов. В прошлом году руководство холдинга «Адамант» заявило, что не планирует новые торговые объекты и сосредоточится на офисах и складах. Тогда же Tellus Group, специализирующаяся на развитии индустриальных парков, обнародовала планы по строительству двух бизнес–центров. Гендиректор «Универс Холдинга» Андрей Пушкарский связывает такой интерес к офисной недвижимости с тем, что она надежнее. «Эти инвесторы («Адамант», «Метрика». — «ДП») стали более зрелыми, взрослыми, а следовательно, более консервативными, и их потянуло в более надежные проекты. Офисная недвижимость стабильнее: вероятность провальных проектов там минимальна. Хотя в среднем по рынку рентабельность офисов ниже, чем торговых комплексов: 10 – 18 % против 20 – 30 % соответственно», — поясняет он