рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Наследники «Рюрика»
Компания «Рюрик» — российская «дочка» шведского фонда Ruric — лишилась за долги трех бизнес– центров в Петербурге и земельного участка в Стрельне. Они достались кредиторам из числа шведских инвестфондов. Судьба последнего ликвидного актива «Рюрика» в Петербурге — здания по адресу: наб. реки Фонтанки, 57, — будет решена в конце февраля на общем собрании акционеров в Стокгольме. Сейчас «Рюрик» находится под контролем Вадима Гуринова, давнего делового партнера Геннадия Тимченко. Он планирует консолидировать 100 % долей оставшегося актива, выкупив недостающие 50 % у других совладельцев. Получив контроль над «Фонтанкой, 57» бизнесмен сможет вписать здание в концепцию реконструкции Апраксина двора.
Как стало известно «ДП», сделка, в рамках которой четыре актива компании «Рюрик» перешли под контроль нового собственника — St.Petersburg Property Company AB (SPPC), была закрыта в ноябре 2013 года. Как сообщил «ДП» гендиректор SPPC Матс Хультен, за новым собственником стоит пул частных инвесторов и шведских фондов, крупнейшие из которых Alecta (ему принадлежит 35 %), Proventus и Alpcot Capital. «Активы были переданы за долги «Рюрика» по оценочной стоимости — $ 69 млн. На самом деле наши требования были выше. Но, если бы мы на них настаивали, «Рюрик» мог обанкротиться, и мы остались бы ни с чем. Поэтому мы решили поступить по–шведски», — пояснил Матс Хультен.
Состояние полученных активов собственник назвал удовлетворительным. Три бизнес–центра общей площадью 17 тыс. м2 заполнены на 80 – 100 %, а земельный участок в Стрельне площадью 33 га пока сдан в аренду аграриям. «У нас еще нет стратегии развития этой территории. Но мы видим ее перспективы», — добавил он. Матс Хультен не исключил, что недвижимость в Петербурге со временем может быть продана.
По оценке Павла Бережного, директора по развитию ГК «С.Э.Р», рыночная стоимость бизнес–центров сейчас составляет $ 80 – 90 млн, а участка — около $ 2 млн «Строительство на этой земле коммерческой недвижимости, как планировал «Рюрик», сейчас нецелесообразно. Лучше использовать ее под жилье — можно построить 500 – 700 тыс. м2, вложив $ 70 млн», — говорит гендиректор «Нового Петербурга» Андрей Вересов.
Дела у «Рюрика» в Петербурге складывались неровно. Компания была основана шведами в 2004 году для инвестиций__в коммерческую недвижимость России. Она сформировала портфель из действующих бизнес–центров «Магнус», «Густаф» и «Оскар», двух проектов — «Мойка / Глинки» и «Фонтанка, 57», участка площадью 33 га в Стрельне и комплекса зданий в Апраксином дворе (см. «Порт фель активов...»).
Осенью 2008 года, на фоне кризиса, Ruric объявил о планах свернуть бизнес в России и распродать активы. Но сделки не складывались. В 2009 году компания из–за долгов в $ 100 млн была вынуждена провести реорганизацию бизнеса, в ходе которой около 35 % акций достались кредиторам. Также значительно подешевел портфель активов компании. В результате оценки, которую проводили консультанты Альфа–Банка, его стоимость упала в 5 раз — с $ 131,1 млн до $ 24,5 млн.
Тогда же у «Рюрика» начались проблемы с властями. Сначала закончился договор аренды зданий в Апраксином дворе, и КУГИ отказался его продлить. Только в 2012 году шведы выиграли суд у города за эти корпуса и в начале 2013 года продали их неизвестным лицам, предположительно связанным со структурами «Глав строя», который на тот момент занимался реконструкцией Апраксина двора.
Споткнулся «Рюрик» и на проекте «Мойки / Глинки», который реализовывал с 2006 года по договору с Министерством обороны РФ. «Рюрик» построил в Петро дворце дома и учебные корпуса для Академии тыла и транспорта, вложив в работу 3 млрд рублей. За это ему обещали 2 га земли на наб. реки Мойки под комплексное развитие. Однако Минобороны так и не передало инвестору права на участок в центре Петербурга. Судебное разбирательство по этому вопрому ведется до сих пор.
Сейчас «Рюрик» находится под контролем людей, связанных с совладельцем нефтетрейдера Gunvor Геннадием Тимченко. Еще в 2011 году, по данным СМИ, 27 % голосующих акций фонда «Рюрик» за $ 7,2 млн через офшор Gano Services приобрел партнер Тимченко по бизнесу — Вадим Гуринов. Вадим Гуринов — бывший совладелец петербургской группы «Петросоюз», которая занималась производством кетчупов и майонезов. В 2003 году он вышел из пищевого бизнеса и стал гендиректором, а с 2011 года и совладельцем холдинга «Сибур — русские шины» (сейчас «Кордиант») вместе с Геннадием Тимченко.
Сейчас Вадим Гуринов занимает должность председателя совета директоров компании Тимченко «Стройтрансгаз». Интересно, что в конце 2012 года «Стройтрансгаз» приобрел 25 % акций московской фирмы «Горкапстрой», которую создал нынешний вице–губернатор Петербурга Александр Лавленцев.
Близкие к Вадиму Гуринову источники утверждают, что пакет акций «Рюрика» принадлежит его брату — Артему Гуринову, «а Вадим только консультирует родственника по этому бизнесу». Зато очевидно, что председателем совета директоров «Рюрика» является Илья Соснов — бывший зам Гуринова в «Сибур — русские шины», а ныне финдиректор ГК «Русское море», крупный пакет которой через Volga Resources также контролирует Геннадий Тимченко. О том, что «люди Тимченко» взяли «Рюрик» под контроль, свидетельствует и то, что головной офис компании перенесен из Стокгольма в Петербург. А с сайта компании исчезли даже шведские телефоны.
В портфеле «Рюрика» после отчуждения пакета коммерческой недвижимости за долги осталось лишь 50 % в компании Grichetto, которая через компанию «Литера» контролирует проект «Фонтанка, 57». Второй половиной Grichetto владеют офшоры Highton Limited и Melekess Invest Limited, купившие ее у израильской компании Scorpio в 2009 году.
В конце января на сайте «Рюрика» появилась информация о том, что компания намерена консолидировать 100 % «Фонтанки, 57». Решение по этому вопросу акционеры «Рюрика» примут в конце февраля. Для выкупа «Рюрик» намерен выпустить допэмиссию акций, что позволит ему привлечь $ 13–25 млн. «Это необходимо для дальнейшего развития компании», — заявил финдиректор «Рюрик Девелопмент» Антон Савустин.
Реконструкция здания на «Фонтанке, 57» под бизнес–центр должна была закончиться в конце 2013 года. Арендная кампания начнется в 2014 году, сообщают в Colliers International и Astera. Близость здания к Апраксину двору дает ему шанс интегрироваться в проект реконструкции этого исторического квартала, который сейчас вынашивает Смольный. В комитете по инвестициям «ДП» сообщили, что заинтересованы в том, чтобы соседние здания тоже встраивались в городскую концепцию.
Комментарии экспертов: Олег Барков, гендиректор «Ханса СПб».
Еще до экономического кризиса было ясно, чем закончится бизнес–поход шведских инвесторов в Петербург. Миссия была обречена. А все потому, что они были негибкими, не понимали законов и обычаев делового оборота в чужой стране и не слушали советов местных игроков. Я не говорю, что им предлагали какие–то подковерные схемы. Просто в каждой стране своя специфика, которую нужно учитывать. Кроме того, были ошибки с назначением русских менеджеров. И с выбором проектов. Не надо было идти в Апраксин двор и не надо было связываться с Минобороны РФ.
Дмитрий Золин, управляющий сетью бизнес–центров «Сенатор».
Подобные истории не добавляют нашему городу и нашей стране привлекательности в глазах иностранных инвесторов. И еще раз подтверждают, что здесь много политических и экономических рисков. За примерами далеко ходить не надо: только в этом году у нас изменилась налоговая база и упал рубль. Те компании, которые заходили на наш рынок в валюте, а вели хозяйственную деятельность в рублях, здорово пострадают. Но в целом ситуация с падением рубля на руку иностранным инвесторам. Порог вхождения на наш рынок снизился. Если рискнут — могут заработать.