выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Закон новый, опасения старые

04.02.2014Бизнес (5669)
Глава Общественного совета по развитию предпринимательства при губернаторе Елена Церетели - о своем опыте участия в госзаказе.

Мой личный опыт участия в госзаказе был разным — от полного удовлетворения до полного разочарования. На протяжении ряда лет я участвовала в госзаказе на грант на подготовку цикла телепрограмм о малом бизнесе на местных телеканалах. Однако через 3 года руководство телеканала, на котором размещалась передача, оценив ситуацию, решило само принять участие в конкурсе и, естественно, выиграло, опустив цену на 50 %.

Замечу, новый закон о госзаказе, заработавший
с нового года, демонстрацию таких фокусов существенно усложнит. Участник закупки, предложивший цену на 25 % ниже начальной, будет обязан представить обоснование предлагаемой цены контракта. Обоснование — это гарантийное письмо от производителя, документы, подтверждающие наличие товара, и расчеты, подтверждающие возможность осуществить поставку по предлагаемой цене. Это не единственный плюс нового закона. Например, в сфере госзаказа, которую, кстати, всегда называли одной из самых коррумпированных, по явился институт общественного контроля. Следить за госзакупками сможет любой гражданин или объединение.

Отдельный раздел закона посвящен участию в госзаказе малого бизнеса и НКО. Им предоставят гарантии, как чисто экономические, так и административные. Например, размер обеспечения заявки не сможет превышать 2 % от начальной цены контракта, если участник торгов — малая компания или НКО.

Среди второй группы гарантий — установление квот для малого бизнеса: заказчики будут обязаны закупать у малых фирм не менее 15 % (вместо прежних 10 –20 % по прежнему закону) годового объема закупок. Но уже сегодня в новом законе видны и слабые места. Это отсутствие ответственности заказчика за несоблюдение квоты 15 %, установление максимальной цены контракта 20 млн рублей для малого бизнеса. И главный минус — сохранение схемы размещения заказов через третьих лиц, которая сегодня особенно заметна в строительстве. То есть заказ отдают монополисту, а тот распределяет его между соисполнителями и субподрядчиками.

Закон оговаривает, что заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к контракту «малых» субподрядчиков. Опять же количество товаров, объем работ и услуг, к оказанию которых привлекались такие субподрядчики, включаются в 15 % квоты. Таким образом, и заказы попадут в «нужные» руки, и статистика по малому бизнесу окажется в порядке. И все же, несмотря на минусы, новый закон имеет все шансы стать важнейшим инструментом финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. И теперь все будет зависеть от того, как он будет исполняться. Но с этим у нас, как известно, увы, не все в порядке.

Автор: Елена Церетели