выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Акционеры играют ва–банк

04.02.2014Банки (302)
Президент и крупный акционер Балтийского банка Олег Шигаев в начал атаку на позиции другого совладельца банка — Андрея Исаева. Шигаев инициировал допэмиссию акций, в результате которой банк может быть продан стороннему инвестору.

Президент Балтийского банка Олег Шигаев в обход своего экс– партнера, владельца девелоперского холдинга «Петербургское агентство недвижимости» (ПАН) Андрея Исаева (владеющего, как и Шигаев, 49,99 % акций), инициировал масштабную допэмиссию акций банка, увеличивающую количество акций в обращении более чем в 5 раз. Вопрос о допэмиссии рассматривался на собрании акционеров кредитной организации 27 декабря 2013 года и был одобрен, по данным банка, 99,8 % голосов. Между тем, как выяснил «ДП», голос Андрея Исаева на декабрьском собрании акционеров учтен не был. Теперь, если решение собрания акционеров не будет оспорено в суде, оба мажоритария должны будут внести в капитал банка по 7,3 млрд рублей или смириться с размыванием своего пакета. Если все выпущенные акции достанутся Олегу Шигаеву, он станет владельцем 92,3 % акций банка. Если же все акции выкупит третья сторона, то она также получит контрольный пакет — 84,6 % акций, а пакеты Исаева и Шигаева превратятся в миноритарные по 7,7 %. Некоторые участники рынка среди ключевых претендентов на покупку эмиссии Балтийского банка называют Балтинвестбанк.

Конфликт акционеров в Балтийском банке вышел в публичную плоскость в декабре 2012 года (см. рисунок) и набрал обороты к лету 2013–го. Первые удары нанес Олег Шигаев, который перекрыл структурам Андрея Исаева доступ к счетам в Балтийском банке, а затем попытался получить контроль над частью недвижимости ПАН, заложенной банку по кредитам. Однако Андрей Исаев перекредитовался в Райффайзенбанке, а затем инициировал масштабный прессинг банка как в судебной, так и в административной плоскостях. Кредитную организацию за короткий промежуток времени не единожды посетили с проверками ФСФР ЦБ, МЧС, Роспотребнадзор и налоговая. К конфликту стали подключаться крупнейшие антирейдерские фирмы.

Предполагалось, что выход из противостояния будет найден на заседании совета директоров 20 ноября 2013 года (в повестке прямо указывался вопрос об урегулировании корпоративного конфликта). Совет директоров решил провести 27 декабря 2013 года общее собрание акционеров по вопросу о проведении допэмиссии акций. В условиях полной информационной закрытости обоих акционеров в последнее время этот факт рассматривался как признак возникшего взаимопонимания между сторонами.

Итоги собрания были опубликованы банком лишь после новогодних праздников — 9 января 2014 года. В них говорится (дословно): «2.4. Кворум общего собрания участников (акционеров) эмитента: по вопросу повестки дня число голосов, участвовавших в собрании, составило 33 343 588,12 голоса, или 99,8006 %. Кворум имеется». Значение «99,8 % голоса», по идее, должно означать, что на собрании присутствовали оба мажоритарных акционера банка — Исаев и Шигаев. На этом собрании акционеры большинством голосов (за — 33 261 693,12 голоса, 99,7544 %; против — 81 879 голосов, 0,2456 %) проголосовали за дополнительный выпуск акций банка в количестве 365 млн штук, что позволит увеличить уставный капитал на 3,65 млрд рублей, а также привлечь почти 11 млрд рублей эмиссионного дохода (акции предлагаются к выкупу по 40 рублей за штуку при номинальной стоимости 10 рублей). В процентном соотношении размер эмиссии составит 75 % от акционерного капитала.

Все бы ничего, если бы не одно но: на всех предыдущих общих собраниях акционеров голосования проходили при участии не 33,3 млн, а 66,5 млн голосов, что составляло 99,99 % акционерного капитала. Это может свидетельствовать либо об ошибке в отчетной документации, либо о том, что Андрей Исаев в собрании акционеров не участвовал.

В Балтийском банке отказались отвечать на вопросы «ДП». При этом правильность подсчета голосов предложили уточнить у регистратора — ЗАО «Оборонрегистр». В этой компании также отказались предоставлять какую–либо информацию о ходе голосования. И в ПАН отказались от официальных комментариев. Но неофициально источник, близкий к ПАН, косвенно подтвердил последнюю версию. По словам источника, голосование было заочным, Андрей Исаев в нем участвовал. Однако его голос, похоже, не был учтен при подсчете голосов.

По мнению юристов, в действиях Олега Шигаева прослеживается намерение размыть пакет акций оппонента: стоимость эмиссионных бумаг в разы превышает реальную стоимость банка, да к тому же акционеру–девелоперу даже при желании будет очень сложно найти свободные средства для внесения в капитал банка. Правда, участники рынка сомневаются, что и у Шигаева найдется 14,6 млрд рублей на выкуп всей допэмиссии. «Скорее всего, это форма продажи банка третьему лицу», — говорит источник.

В числе претендентов на покупку Балтийского банка участники рынка называли несколько кредитных организаций. «Сегодня есть шесть банков федерального уровня, которые способны купить Балтийский банк. Из них три — это госбанки, их названия нет нужды озвучивать. Из частных банков я бы назвал лишь три, а желание что– либо приобретать прослеживается и вовсе у двух. Больше никто — тем более на петербургском уровне — на это не способен», — считает один из петербургских банкиров.

По словам другого источника, основными претендентами на покупку Балтийского банка являются акционеры петербургского Балтинвестбанка. «У Исаева был контакт с представителями этого банка по данному вопросу», — подтвердил эту версию источник, близкий к акционеру, но заметил, что Балтинвестбанк гораздо меньше Балтийского (стоимость активов — 66 млрд и 78 млрд рублей соответственно), так что скорее он представляет интересы четвертой стороны. Председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых воздержался от комментариев, но не стал и опровергать данную информацию.

Эксперты не сошлись во мнениях относительно стоимости Балтийского банка. По разным оценкам, она колеблется от 0,7 до 2,3 капитала. По общему мнению банкиров, Балтийский банк интересен потенциальным покупателям прежде всего своей развитой сетью отделений. «Покупать его как готовый банковский бизнес смысла нет. Это прежде всего сетка, которую можно накачать деньгами», — рассуждает один из экспертов. Капитал Балтийского банка составляет 7,1 млрд рублей, и большинство экспертов сомневается, что найдется инвестор, готовый выложить за акции новой эмиссии более 14 млрд рублей. Тем более, что уже в III квартале прошлого года банк терял клиентов — как вкладчиков, так и заемщиков (см. инфографику). Нет оснований полагать, что в IV квартале на фоне конфликта акционеров клиенты поменяли отношение к банку.

Между тем, по версии одного из источников «ДП», ситуация в банке диаметрально противоположна тому, как она видится со стороны. «Насколько мне известно, спор между Исаевым и Шигаевым идет только о цене выхода одного из них. Причем выхода не Исаева, а Шигаева, — говорит источник. — Со стороны выглядит наоборот: ведь Шигаев в начале прошлого года первый начал драку, потребовав назад деньги по кредитам. Потом в мае он сам проголосовал за свою кандидатуру в президенты банка, что, по–моему, нонсенс. Тогда, кстати, они оба обменялись предложениями о выходе из бизнеса, но не договорились и теперь общаются только в юридическом поле. Идеологически Андрей уже выиграл, и это видно по результатам судебных процессов. Постепенно и методично он отжимает в свою пользу один спорный вопрос за другим».

Комментарии эксперто: Егор Носков,
управляющий партнер «Дювернуа Лигал».

То, что мы наблюдаем в Балтийском банке в последнее время, не укладывается в мои представления о корпоративных войнах. Например, я не могу припомнить, чтобы на рынке предпринималась попытка размыть пакет выше блокирующего. 49 % — это слишком большой пакет. В законодательстве предусмотрено слишком много рычагов, позволяющих такому акционеру пресечь подобные попытки. Так просто не делают — это бессмысленно. Такие случаи были 10 лет назад, но это было откровенное рейдерство. А чтобы так, облекая все в цивилизованную правовую оболочку, — это впервые. По моим ощущениям, у оппонентов возникла просто патовая ситуация, и они наносят друг другу удары без особой надежды на результат: мы ударим, и будь что будет. 

Валерий Зинченко,
старший партнер Pen & Paper.

Не берусь оценивать правовую составляющую ситуацию с допэмиссией, так как слишком мало фактов. Вполне могло быть и так, что ее инициатор, к примеру, добился обеспечительных мер, запрещающих второму акционеру голосовать, — тогда подсчет голосов действительно правомерен. Но мотивация здесь, думаю, очевидна: один акционер пытается размыть пакет оппонента и получить контроль над банком. В качестве способа продать бизнес допэмиссия, конечно, тоже используется, но только в том случае, если между акционерами достигнут консенсус. В данном случае это маловероятно. 

Александр Конышков,
эксперт банковского рынка.

Банк, у которого такая клиентская база и такая филиальная сеть, безусловно, интересен, и, если речь зайдет о его продаже, покупатели у него обязательно найдутся. Набрать большое количество клиентов банк быстро не может. Но его филиальная сеть расположена в основном в средних городах, где есть еще шансы побороться за клиентов, там конкуренция ниже, чем в столичных городах. Плюс — у Балтийского банка сложившаяся история на рынке, он давно работает, больше 20 лет, и имеет доверие клиентов, это тоже стоит денег.

Автор: Павел Солнышкин

В тексте упоминаются Показать на карте