рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малый бизнес спасёт село
прошел на редкость спокойно. Слово дали даже фермеру из Кочубеевского
района Василию Беседину, которого раньше всеми способами пытались не
допустить к трибуне, чтоб не поссорил фермеров с краевым руководством.
Ставропольские фермеры почувствовали заботу государства, но боятся крепких объятий.
18-й съезд ставропольских фермеров прошел на редкость спокойно. Слово дали даже фермеру из Кочубеевского района Василию Беседину, которого раньше всеми способами пытались не допустить к трибуне, чтоб не поссорил фермеров с краевым руководством. А в этот раз Василий Петрович только заклеймил Запад за то, что сбрасывает на наш рынок негодную, но дешевую продукцию, и пожурил государство за то, что не препятствует такой экспансии, а где-то даже её и поощряет.
Во всем виноваты коррупционеры, намекнул фермер. Но вешать их Беседин не призывал, как это бывало раньше, а предложил вспомнить хороший опыт советской потребкооперации, где сам когда-то работал.
О том, что проблема сбыта продукции является главным тормозом развития аграрного сектора экономики, и особенно животноводства, говорил в своем докладе и председатель Ставропольской АККОР Александр Анпилогов. Он отдал должное новой политике государства в отношении села, приведя ряд оптимистических цифр.
Фермеры края в прошлом году собрали небывалый урожай - 1 млн 100 тыс. тонн зерна, что составило 17 процентов от общекраевого каравая. С каждым годом доля фермеров в краевых закромах неуклонно увеличивается, что говорит об укреплении материальной базы фермерских хозяйств, о повышении культуры земледелия.
Наметились положительные сдвиги и в животноводстве. За год производство мяса в фермерских хозяйствах увеличилось на 55 процентов и составило 14 тысяч тонн. Например, в Кочубеевском районе этот показатель вырос в 19 раз. Стабильно растет и производство молока, яиц. В отдельных районах оно увеличилось в 3-5 раз по сравнению с прошлым годом. Этому способствовала национальная программа Развитие АПК, по которой фермеры взяли более четырех тысяч кредитов на сумму в 450 миллионов рублей, а владельцы личных подсобных хозяйств освоили в два раза больше средств.
- Всё это говорит о том, что государство, наконец-то, осознало, что крупный бизнес не решит проблем российского села, и стало поворачиваться лицом к малым формам хозяйствования. Это правильно. В некоторых селах фермеры стали главной крестьянской силой, берут на себя заботы о социальном развитии населенных пунктов. В отличие от холдингов, они никогда не предадут интересы крестьянства, - сказал Анпилогов.
Но правильная стратегическая линия, как это водится в нашем Отечестве, никогда не бывает прямой, продвижение вперед всегда идет такими зигзагами, что порой диву даешься, как мы вообще куда-то движемся.
Об этом говорили и докладчик, и выступавшие в прениях. Свою помощь государство обставило такими бюрократическими препонами, что крестьяне уже и не знают, радоваться ли им такой внезапной любви или погодить отдаваться ей, чтоб не задохнуться в мощных бюрократических объятиях.
Кредиты по-прежнему недоступны многим фермерам и владельцам ЛПХ. Главный тормоз на пути их получения - отсутствие залоговой базы. Надо создать краевой залоговый фонд, предлагали выступавшие, чтобы он мог гарантировать банкам возврат кредитов.
Критиковалась и политика краевых властей в области животноводства. Дотации на молоко получают только те хозяйства, где имеется более ста коров. Таким образом, поддержки лишены практически все фермерские и личные подсобные хозяйства, которые производят 90 процентов молока. Вместе с тем власти сетуют на слабый ветеринарный контроль в частных подворьях. Так дайте людям дотацию при условии, что они будут соблюдать все требования по содержанию животных, и они выйдут из тени! - взывал к аграрным чиновникам Анпилогов.
Фермеры Виктор Пыленок и Евдокия Головач критиковали политику федеральных и краевых властей в области дотаций сельхозпроизводителям. Условия их получения настолько забюрократизированы, что порой затраты на оформление документов превышают размер самих дотаций. Совершенно абсурдны некоторые требования экологических служб и МЧС, предъявляемые к сельхозпроизводителям. Например, по их инструкциям, навоз попадает в разряд взрывоопасных веществ, а чтобы заменить машинное масло, необходимо иметь специальную лицензию, которую пока, кстати, не имеет ни одна станция технического обслуживания на селе. И чиновники нещадно штрафуют крестьян.
У села появились деньги, потому так много развелось желающих поживиться за счет крестьянства, согласился с фермерами председатель аграрного комитета краевой Думы Александр Шиянов. Депутат пообещал лоббировать интересы крестьянства в Законодательном собрании.
На этой оптимистической ноте и разошлись.
Сергей Иващенко