выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Банки ужесточают контроль

28.02.2018Бизнес (5668)
Поход Центробанка против банков довел до тотального контроля за клиентами. Одна операция — и счет блокируется. Кто скажет о лютости, не видел банкиров Швейцарии и Израиля.

"Тинькофф" заблокировал счет клиента и потребовал от него рассказать, как он тратит прибыль, каким контрагентам и за что переводит деньги, а также показать диплом о высшем образовании. В банке назвали это принципом «знай своего клиента» и посоветовали привыкнуть — так будут проверять теперь везде. По просьбе «Фонтанки» банкиры составили памятку, каких операций лучше избегать, чтобы не потерять свои деньги.


В День всех влюбленных предприниматель Павел Проценко получил смс от Тинькофф Банка. Но не с поздравлением. Ему сообщили, что все операции по его счету временно приостановлены.
До этого, неделю назад, меня попросили предоставить сканы договоров со всеми контрагентами, приложения, акты, счета, декларацию за 2016 г., сканы платежей в налоговую, информационную справку о бизнес-процессах, куда я перевожу деньги, каким образом я трачу средства от выручки бизнеса. Но самый абсурдный пункт заключался в том, что я должен предоставить статьи, публикации в СМИ, другие подтверждающие мою компетенцию документы, – рассказал бизнесмен.


А после блокировки личный менеджер Павла в банке сообщил ему, что в дополнение ко всему вышеперечисленному теперь еще нужно прислать скан его диплома о высшем образовании.
– Сказали, что, после того, как вы предоставите все это (кстати, на выполнение требований дали 2 дня), будем решать вопрос о вашей разблокировке, – описал ситуацию Проценко.


Бизнесмен написал о ситуации в Facebook, отметил банк и получил десятки комментариев и перепостов. Блокировка была снята, но диплом всё-таки пришлось показать.
Тинькофф Банк, как и любой другой банк, исполняет требования Банка России и реализует принцип «знай своего клиента», поэтому может запрашивать разъяснения и документы, касающиеся деятельности своих клиентов. Если клиент не присылает запрашиваемые документы в установленный срок, банк может ограничить для него дистанционное банковское обслуживание. Так и произошло в случае с Павлом Проценко, – пояснили "Фонтанке" в пресс-службе кредитного учреждения.


Опрошенные «Фонтанкой» игроки рынка сообщили, что подобного рода проверки сейчас набирают силу. Череда санаций и отзывов лицензий довела банки до необходимости изучать клиентов досконально и «на всякий случай», чтобы не последовать за «Югрой» и другими, где значительная доля операций клиентов, связанных с владельцами банка, имела признаки нарушения законодательства.


– На наш взгляд, количество мер по ужесточению контроля в отношении клиентов увеличилось начиная со второго квартала 2017 года, – сообщила «Фонтанке» Наталья Петропавловская, руководитель по управлению комплаенс рисками Блока массового бизнеса Альфа-Банка.


Председатель правления Энергомашбанка Геннадий Ветров отметил нарастание объема проверок с конца лета – начала осени.


По словам директора Северо-Западного филиала БКС «Премьер» Вадима Исакова, ужесточение регулирования банковского обслуживания связано с исполнением известного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (115-ФЗ). Он призван пресекать использование бизнеса для нелегальных схем и бороться с теневой экономикой. Главным образом, речь идет о борьбе с «фирмами-однодневками» и схемами по незаконному обналичиванию средств.


В июле ЦБ выпустил рекомендации, как отличить компании, за которыми банки должны установить усиленный контроль.
Например, рекомендовано приглядеться к компаниям, где наличные составляют более 30% от недельного оборота. К юрлицам, где с даты создания компании прошло менее двух лет. Фирмам, где налоговая нагрузка является минимальной или где средства поступают на счет суммами меньше 600 тыс. рублей, а снятие наличных осуществляется регулярно, ежедневно или в течение трех-пяти дней с момента поступления.


Вызывать вопросы у банков, по мнению ЦБ, должны компании, где деньги снимаются в конце одного операционного дня и снова — в начале следующего или даже если у клиента несколько корпоративных карт, через которые снимаются наличные, а других операций почти нет. И это далеко не полный перечень.

"Таким образом, с риском внезапной блокировки счетов может столкнуться любая недавно открывшаяся компания, особенно если ее деятельность связана с большим количеством наличности, например, из сферы торговли, туризма, бытовых услуг и так далее", – отметил Исаков.


"Если клиент вносит деньги и тут же, на следующий день, их снимает – это уже повод, чтобы доложить о его действиях в Федеральную службу по финансовому мониторингу. Не говоря уже о более сложных схемах", – добавил аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев.


По словам Ветрова, далеко не все клиенты святые, и, по сути, банки находятся между молотом и наковальней: "Есть жесткий список 550-п, который обновляется ежедневно. В этой базе может в любой момент выскочить контрагент, и твои платежи на этого контрагента будут признаны сомнительными. А за проведение сомнительных операций ЦБ ужесточил суммы штрафов для коммерческих банков.
При этом за рубежом, по словам Ветрова, банковская система в плане регулирования выстроена ещё жёстче".


Например, в Израиле нельзя просто открыть даже карточку, пока добропорядочный гражданин Израиля за тебя не поручится, что ты благонадежный клиент, – рассказал Ветров. – В Швейцарии, даже если ты зарегистрировал компанию, но не доказал там формат деятельности, что он будет не технический и номинальный, тебе расчетный счет никто не откроет.


В Евросоюзе банки по закону обязаны рассматривать предприятия, даже находящиеся на территории Союза, но принадлежащие иностранным владельцам, как резидентов другой страны, со всеми соответствующими рисками. Зачастую это ведет к отказу в обслуживании.


А во многих странах ЕС, например, для резидентов и не резидентов действуют ограничения в оплате наличными. В Италии и Греции — до 3000 евро. За нарушение порядка положены штраф до 40% от платежа, но не менее 3 тысяч евро. А при оперировании суммой, равной или превышающей 50 тысяч евро, минимальный штраф будет увеличен в пять раз.


Все эти меры также направлены на борьбу с теневой экономикой. Так что российским банкам есть к чему стремиться.


В Альфа-Банке по просьбе «Фонтанки» составили перечень основных операций, которые могут вызвать приостановку обслуживания:
– обналичивание – систематическое снятие со счета денежных средств в объеме 80% и более от дебетового оборота по счету или переводы на физических лиц в аналогичном объеме;
– транзитные операции – регулярное зачисление денежных средств от большого количества контрагентов с последующим списанием в короткие сроки, при этом со счета уплата налогов осуществляется в незначительных размерах, операции обладают признаками фиктивных;
– вывод капитала за границу при оплате авансовых платежей за нематериальные услуги без одновременной оплаты НДС или за товары, не пересекающие таможенную границу.


Чтобы избежать блокировки счета, предпринимателям необходимо:
– обязательно платить налоги через банк по основной деятельности и отчисления в бюджет за своих сотрудников;
– при расчетах с физическими лицами помнить о том, что ИП и юридические лица при этом становятся налоговыми агентами и необходимо оплачивать НДФЛ и отчисления в фонды с таких выплат;
– не снимать много наличных денежных средств, так как расчеты между ИП и юрлицами в наличной форме ограничены законодательно в размере 100 тыс. рублей в день, а при больших объемах снятия банк будет вынужден запросить документы о расходовании наличных;
– важно правильно оформлять договоры и другие документы с контрагентами для защиты интересов в случае возникновения какой-то спорной ситуации, а также это поможет оперативно предоставить документ  по запросу банка;
– необходимо обратить внимание на заполнение назначения платежа в платежных поручениях – там обязательно должны быть указаны назначение платежа, реквизиты договора или счета;
– ну и конечно же, при поступлении запроса со стороны банка необходимо своевременно предоставлять документы, так как не предоставление информации и документов может ограничить доступ к платежам и переводам в интернет-банке или отказать в проведении операции.