выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Правительство предлагает регистрацию бизнеса на абонентский ящик

05.02.2018Бизнес (5669)
Компании могут освободить от обязанности иметь реальный адрес – декларировать свое местонахождение. Для связи с такими организациями предлагается использовать абонентские ящики в банках. Для упрощения создания бизнеса также могут снизить пошлину за регистрацию юридических лиц и упростить их ликвидацию.



Все организации обязаны иметь адрес, по которому находится руководитель. Эти реквизиты включаются в открытый Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) и гарантируют партнерам, потерпевшим, надзорным органам и иным лицам возможность связаться с компанией. Презюмируется, что доставленное по такому адресу сообщение считается полученным юридическим лицом.


При регистрации компании учредители не обязаны доказывать право на использование указываемого в заявлении адреса. Налоговый орган вправе отказать только при наличии доказательств фальсификации или когда подлог является очевидным. В частности, нельзя открывать бизнес в несуществующих, строящихся или разрушенных зданиях, на территории воинских частей и в ряде иных случаев.


В то же время указание фиктивного адреса является грубым нарушением и карается дисквалификацией учредителя на срок до трех лет, а также может обернуться принудительной ликвидацией организации. Причем доказательством отсутствия фирмы по заявленному адресу чаще всего признаются возвращенные почтой письма с отметкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и тому подобные.


Малый бизнес не всегда может арендовать офис, во многих случаях он и не нужен. Создающий компанию гражданин вправе с согласия сособственников использовать в качестве места нахождения юридического лица свою квартиру. При отсутствии такой возможности нередко приходится «арендовать адрес» – за определенную сумму договариваться со специальной сервисной службой, которая обязуется обеспечить получение поступающей почтовой корреспонденции. Нередко «арендатору» выдадут даже де-факто подложное подтверждение фактического места нахождения в соответствующем помещении. Однако такой вариант остается не только затратным, но и рискованным: из-за большого количества пользователей адрес признается фискальной службой местом «массовой регистрации» и включается в специальный «черный список». Предполагается, что все находящиеся в таком помещении фирмы являются «однодневками», банкам не рекомендуется открывать им счета, а другим участникам рынка – заключать договора.


В Министерстве экономического развития РФ также считают действующий порядок обременительным для малого бизнеса: «Существующие сейчас требования приводят по факту к формированию целого рынка серых услуг по аренде юридических адресов, которые в Москве обходятся предпринимателям в сумму от 20 до 50 тысяч и с которыми в итоге борется налоговая служба. Здесь мы видим огромный потенциал, связанный с привлечением к этой работе кредитных организаций, в которых предприниматель открывает счет. С точки зрения физического адреса – это тектонический сдвиг для корпоративного законодательства», – заявил министр Максим Орешкин на заседании президиума Совета при Президенте России по стратегическому развитию и приоритетным проектам.


В экономическом ведомстве предлагают внедрить систему «PostBox Office» – заменить обязательный так называемый «юридический адрес» на абонентский ящик в банке. Правительство России, по словам Максима Орешкина, уже одобрило эту идею.


Как этот механизм будет работать, пока не разъясняется. Вряд ли коммерческие кредитные организации согласятся бесплатно выполнять не свойственные им функции почтовых отделений. Кроме того, большинство финансовых операций, в первую очередь по корпоративным счетам, сегодня осуществляется дистанционно – через Интернет без фактического прихода в банковский офис. Реализация же предложенной Минэкономразвития системы вынудит бизнесменов посещать отделения и проверять ящик. Как минимум – после получения от банка сообщения о получении корреспонденции (опять же не безвозмездного).


Юристы также указывают на опасность использования в качестве официального места нахождения абонентского ящика, даже если он находится в банке. Отсутствие фактического адреса лишит контрагентов и иных лиц, в том числе потребителей и потерпевших, возможности предъявить претензию и подтвердить ее получение. Вряд ли на такую реформу согласятся фискальное ведомство и иные надзорные органы, которые не будут знать, где проводить проверку налогоплательщика или искать подозреваемую в нарушении компанию.


Компромиссный вариант решения проблемы доставки корреспонденции не имеющим возможности арендовать полноценные офисы организациям малого бизнеса эксперты видят в использовании системы электронного документооборота (ЭДО). Ее и сегодня применяют налоговые органы для отправки требований и иных официальных сообщений – программы фиксируют момент доставки. Ознакомиться с «депешей» руководитель или иной представитель компании может из любого места, где есть компьютер и доступ в Интернет. Более того, организации со среднесписочной численностью работающих более ста человек обязаны подключать специальный сервис и сдавать налоговую отчетность исключительно в электронном виде. На малый бизнес пока эти требования не распространяются.


Большинство операторов ЭДО предоставляют возможность бесплатного получения безбумажной корреспонденции, но для этого компания должна иметь усиленную квалифицированную электронную подпись, поддержка которой стоит в среднем 3-5 тысяч рублей в год. Получать ее, подключаться к системе и платить придется также отправителям писем, в том числе, например, желающим предъявить претензию потребителям, бывшим сотрудникам и иным гражданам. Кроме того, в России сегодня работает 120 операторов ЭДО, «роуминга» между ними не существует, а потому участникам рынка или иным лицам придется искать систему, к которой подключен адресат отправляемой корреспонденции.


С другой стороны, действующие уже три года Правила оказания услуг почтовой связи предусматривают возможность отправки и доставки электронных заказных писем через национального оператора – ФГУП «Почта России». Причем отправителю достаточно быть зарегистрированным на Едином портале государственных и муниципальных услуг. При наличии такого аккаунта адресат (компания) получит электронное послание, при отсутствии – почтовый оператор распечатает сообщение, удостоверит его отправителя и отправит обычным (бумажным) заказным письмом.


Заработать такой сервис обмена юридически значимой электронной корреспонденцией должен был еще летом 2015 года, ответственным за реализацию этого проекта значится заместитель министра связи и массовых коммуникаций Михаил Евраев. Но пока «госпочта» доставляет только уведомления о штрафах ГИБДД и судебных приставов, возможность отправки безбумажных писем частными лицами и организациями или в их адрес до сих пор отсутствует. Тогда как, по данным Роскомнадзора, она успешно работает, и любой желающий может подключиться. Правда, ФГУП «Почта России» отказывается предоставить тарифы и разъяснить технические вопросы реализации удобного сервиса.


Еще один проект экономического ведомства – «Старт за ноль»: также в целях упрощения начального этапа создания бизнеса предлагается снизить государственную пошлину за регистрацию юридического лица при подаче документов в электронном виде. В перспективе – до нуля. «Со стороны банковской системы мы слышим готовность предоставлять услуги по открытию счета, по получению базового перечня услуг тоже с нулевой стоимостью. Такое существенное снижение стоимости до нулевой отметки существенно упростит регистрацию новых бизнесов. В идеале нужно перейти к формуле «старт за ноль»», – убежден Максим Орешкин.


Эксперты также критически оценивают такую инициативу. Ведь сбор за регистрацию юридического лица сегодня составляет всего четыре тысячи рублей, индивидуального предпринимателя – 800 рублей. Тогда как даже самый примитивный бизнес требует вложения сотен тысяч. Кроме того, уже с 29 апреля ожидается ускорение процедуры создания компаний за счет внедрения безбумажных технологий: документы из Многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) будут передаваться в фискальное ведомство в электронном виде, по e-mail налоговики намерены и отвечать на запросы учредителей. Еще в 2014 году была законодательно отменена обязательность нотариального заверения подписи на заявлении о регистрации юридического лица, а в 2015 году упразднено требование о наличии печати.


Судья Конституционного суда России Гадис Гаджиев и многие юристы считают неоправданной и рискованной саму политику упрощения регистрации новых юридических лиц: «Государство само создало очень либеральную систему регистрации юридических лиц. Сейчас можно создать организацию, даже не являясь в инспекцию, и на три года получить иммунитет от проверок. Это и стало стимулом для появления так называемых «фирм-однодневок», «прокладок» и так далее», – констатирует Гадис Гаджиев.


Многие специалисты расценивают предложения Максима Орешкина как конъюнктурные – попытку любой ценой повысить позицию России в рейтинге Всемирного банка Doing Business. В этом году по показателю «Регистрация предприятий» наша страна сместилась с 26-го на 28-е место, уступив Финляндии и Литве. Тогда как в «общем зачете» занимает только 35-ю позицию, в первую очередь из-за незащищенности инвестиций (51 место), сложности налогообложения (52), получения разрешений на строительство (115-е) и других нерешенных проблем.


В базу данных «массовой регистрации» Федеральной налоговой службой включено 26,6 тысячи адресов, в том числе более 9,8 тысячи в Москве и 2,3 тысячи в Санкт-Петербурге.
На Едином портале государственных и муниципальных услуг зарегистрировано 65 млн человек, в том числе 40 млн пользователей имеют подтвержденную учетную запись.
В 2017 году электронными сервисами регистрации бизнеса воспользовалось 15 процентов учредителей и индивидуальных предпринимателей.


Сергей Гревцов, партнер адвокатского бюро «Бартолиус»:
Саму идею избавить предпринимателей от необходимости указывать юридический адрес следует воспринимать позитивно. Сейчас, если организация не располагается по такому адресу (использует предлагаемый «абонентский адрес»), налоговый орган может внести в ЕГРЮЛ запись о его недостоверности. В дальнейшем автоматически это влечет для генерального директора компании невозможность внесения сведений о нем как о руководителе других организаций, а также административную ликвидацию.
Открыть малый или средний бизнес сейчас не составляет большого труда. Однако на протяжении нескольких лет наблюдается последовательная тенденция упрощения процедуры создания компании, но при этом давление на них усиливается. Главная проблема не в порядке регистрации юридических лиц, а в минимизации давления государства на бизнес, которое выражается в масштабных налоговых и правоохранительных проверках деятельности предпринимателей через год их работы. В рамках данных проверок государственные органы фактически просят передать им для анализа всю рабочую документацию (без учета, что она содержит коммерческую тайну) и раскрыть всю информацию о движениях денежных средств.


Алексей Елисеенко, юрист корпоративной и арбитражной практики адвокатского бюро «Качкин и Партнеры»:
В настоящее время адрес юридического лица в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ. Организация несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по такому адресу, равно как и отсутствия по нему своего органа или представителя. Это правило позволяет любому заинтересованному лицу узнать в ЕГРЮЛ официальный адрес юридического лица и направить по нему сообщение. При отмене требования о наличии физического адреса придется проработать иной механизм получения компаниями юридически значимых сообщений.
В то же время такие нововведения должны облегчить работу налоговых органов, которые сейчас ведут активную деятельность по проверке достоверности сведений о юридических адресах, содержащихся в ЕГРЮЛ.