выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Куда девать автолавки?

26.09.2014Бизнес (5669)
Ставшие привычными для жителей Петербурга автолавки, торгующие возле станций метро, могут остаться в прошлом. Принятые весной правительством Петербурга поправки в постановление №1045 фактически лишили торговлю на колесах законного статуса. Полиция уже освободила от автолавок участки вокруг станций метро в Невском, Калининском и Кировском районах. Что делать предпринимателям, которые повелись на предложение прошлых чиновников и купили автолавки?

Последствия постановления 1045, еще год назад свернувшие кровь владельцам ларьков, будоражат предпринимательское сообщество Петербурга. Принятые в начале мая поправки в документ, с одной стороны, упростили ужесточенные правила размещения ларьков и торговых павильонов. С другой – приравняли к ларькам автолавки, заставив их владельцев считаться с введенной постановлением Схемой расположения нестационарных торговых объектов. Она регламентирует расположение торговых объектов в строго отведенных местах, прописанных в схеме.

Участники рынка говорят, что все разрешения, выданные до вступления поправок в силу, Смольный объявил недействительными. По новым правилам владельцы механизированных транспортных средств, используемых для реализации товаров, обязаны были до 1 сентября подать заявки в комитет по предпринимательству на размещение своих торговых точек в разрешенных Схемой местах.

Каждому выделенному под торговую точку земельному участку должен быть присвоен кадастровый номер. По отношению к автолавкам такое правило применяется впервые. Поэтому для присвоения участкам номера на них должны быть проведены соответствующие работы. Комитет по предпринимательству, не имея права проводить торги на участки, которым не присвоены номера, передает их в КУГИ для проведения соответствующих работ. И на этом этапе перед предпринимателями возникает непреодолимое препятствие: деньги на это в 2014 году выделены не были. То есть владельцам механизированных транспортных средств (МТС), чтобы снова оказаться в правовом поле, придется ждать в лучшем случае начала следующего года.

Варианты спасения бизнеса обсуждали вчера на закрытом заседании комитета по развитию предпринимательства, на которое пригласили представителей таких известных в городе компаний, как «Буше», «Емеля», «Петербурженка», «Море рыбы». От комитета на заседании присутствовали первый заместитель председателя Александр Герман и начальник управления развития потребительского рынка Елена Капустина. Поприсутствовать на заседании удалось и корреспонденту «Фонтанки».

Как выяснилось в ходе мероприятия, вступившие в силу правила стали сигналом для зачистки земельных участков от розничной торговли в трех районах – Невском, Калининском и Кировском. Сотрудники полиции местных РУВД освободили от автолавок земельные участки вокруг станций метро. Отсутствие у предпринимателей договоров аренды с местными администрациями стало неисчерпаемым источником вдохновения для правоохранителей. В остальных районах, по словам участников заседания, освобождение от розничной торговли пока не началось. Но сколько будет длиться терпение районных властей, предсказать никто не взялся.

По оценкам комитета, в городской торговле сегодня используется от 169 до 200 механизированных транспортных средств. Если учитывать прицепы, мобильных торговых точек наберется еще больше. По оценкам одного из игроков рынка, в городе работает порядка 20 производителей, каждый из которых владеет парком в 10 – 15 автомобилей.

Предложенный смольнинским комитетом выход из созданной Смольным же ситуации нельзя не признать изобретательным. В Петербурге действует городской закон №223-55, регламентирующий проведение ярмарок. Вместо утерянных после принятия новой редакции постановления 1045 мест профильное ведомство предложило предпринимателям участвовать в ярмарках, которые комитет вправе проводить каждый день. Для участия в ней реализующим сбыт продукции с колес необходимо всего лишь быть производителями продаваемой продукции и подать заявки на проведение ярмарок в пригодных для розничной торговли точках города. Еще одно обязательное условие – участие в системе «добровольной» сертификации «Петербургская марка качества». Часть приглашенных представителей бизнеса с удивлением отреагировала на последнее условие, но Алесандр Герман подавил волнение, заверив, что процедура сертификации займет «не более 10 дней», а экспертиза СПб ГУП «Центр контроля качества товаров, работ и услуг» не будет дорогостоящей.

Впрочем, даже соблюдение этих условий не гарантирует предпринимателям места на одной
из предусмотренных локаций. «По этой пачке я не вижу, что места хватит на всех», – "успокоила" присутствующих Елена Капустина, перебрав поданные заявления на участие в ярмарках, – На территории одной ярмарки должно располагаться не более 4 – 5 МТС».

Тут представители бизнеса не смогли промолчать. Сначала начали заверять, что 7 – 8 автолавок в одном месте не помешает. Потом спохватились, как бы такая концентрация не превратилась в братскую могилу для всех производителей. Верх в итоге взяла любовь к спорту.

«Что если ввести принцип, применяемый в НХЛ во время драфта, когда клубы по очереди получают право выбирать игроков? Такую же очередность можно ввести и в нашем случае», – предложил один из участников встречи, пояснив, что различных производителей надо по очереди допускать к ярмарочной торговле.

Эта идея понравилась участникам больше всего, но сойтись во времени, предоставляемом каждому участнику для торговли, до конца заседания не удалось. Вероятнее всего, производители сойдутся на очередности длиной в один месяц. Порядок очереди должен определиться по жребию. Под конец заседания выяснилось, что ради возвращения в правовое поле производители готовы оплатить кадастровые работы, обязательство по выполнению которых лежит на городских органах власти. Позволив себе повозмущаться по поводу недействительности прежних разрешений на торговлю (а возмущаться было из-за чего – срок действия большей их части распространялся до 2015 года), приглашенные на заседание предприниматели убедились, что исправить сложившуюся ситуацию порой сложнее, чем внести корректировки в готовое постановление.

«Мы обработаем заявки на размещение в течение недели. Во вторник-среду проедем по районам, в которых в дальнейшем можно будет проводить ярмарки», – подытожила заседание Елена Капустина. Впрочем, представитель юридического отдела в ходе встречи выразила уверенность, что за неделю формальности уладить точно не удастся. А значит, до возвращения в правовое поле участникам рынка предстоит поучаствовать в большом количестве полезных мероприятий.

Автор: Герман Костринский