рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Акции покажут публике
Сегодня вступают в силу поправки в Гражданский кодекс РФ о делении коммерческих организаций на публичные и непубличные. Теперь к публичным организациям будут относиться только те компании, ценные бумаги которых размещаются или уже обращаются на бирже. Большая часть нынешних ОАО станут называться непубличными АО, а правовая форма собственности в виде ОАО перестанет существовать. Та же судьба ждет все ООО и ЗАО.
В американском и европейском законодательстве принято говорить о публичных и частных компаниях, в России законодатель предпочел термин «непубличное общество», замечает начальник департамента правового обеспечения управляющей компании «ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс» Ярослав Карнаков. По его словам, основная цель деления обществ на публичные и непубличные — установление повышенных требований к корпоративному управлению и раскрытию информации публичным обществом. Акции и конвертируемые в них ценные бумаги предназначены для обращения среди ограниченного круга лиц, в связи с чем возникает необходимость повышенной защиты их интересов.
«Такая идея уже была у ФСФР 4–5 лет назад», — вспоминает руководитель аналитической службы инвестиционной компании «Доход» Всеволод Лобов. Идея в том, чтобы усилить требования к раскрытию информации и подготовке отчетности для публичных компаний для обеспечения лучшей защиты прав инвесторов, объясняет он.
Например, можно обязать публичные компании подготавливать отчетность по международным стандартам (что уже 2 года обсуждается как отдельная инициатива), более четко объявлять о времени раскрытия важной информации (такой как финансовые отчеты), перечисляет Всеволод Лобов.
По данным СПАРК, в Петербурге зарегистрировано 1396 действующих ОАО. Лишь малая часть из них представлена на бирже. «В Петербурге на фондовом рынке обращается не много компаний, среди них «Группа ЛСР», «Ленэнерго», ТГК–1, в Лондоне торгуются акции «Эталон ЛенСпецСМУ». Формально петербургскую прописку имеют ВТБ и «Газпром нефть», — перечисляет аналитик ИК «Энергокапитал» Василий Копосов. По его мнению, скорее всего, поправки ужесточат требования к раскрытию информации для компаний, которые будут определены в качестве публичных, и, наоборот, смягчат для непубличных.
На практике же едва ли стоит ждать каких–либо изменений в случае с петербургскими эмитентами, поскольку корпоративные стандарты раскрытия информации у них на довольно высоком уровне, считает он.
В инвестиционных компаниях положительно относятся к данным по правкам, отмечают, что это сделает рынок более открытым, понятным и снизит риски для инвесторов и акционеров. В долгосрочной перспективе это должно оказать положительное влияние на капитализацию рынка акций. «Сейчас многие публичные компании достаточно безалаберно относятся к полному и своевременному информированию акционеров и потенциальных инвесторов о своей деятельности и финансовом состоянии», — говорит Всеволод Лобов.
По его словам, компании, которые внедряют лучшую практику отношений с инвесторами, как правило, оцениваются дороже, волатильность их акций ниже — соответственно, ниже и риски. Что касается непубличных компаний, ОАО, акции которых не обращаются на бирже, и так неохотно раскрывают свои данные. «Полагаю, что на прозрачность компаний это никак не повлияет, поскольку случаи и объем раскрытия информации непубличными обществами ничтожно малы», — замечает Ярослав Карнаков. Кроме того, многие ОАО в последние годы пользовались правом на освобождение от раскрытия информации, если их бумаги больше не обращаются на бирже.
Так, в 2013 году полную информацию о своих существенных событиях раскрывало только 3,9 тыс. российских эмитентов ценных бумаг. А еще в 2010 году таких эмитентов было около 7,5 тыс.