выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Банки будут открывать счета только по рекомендациям

25.04.2014Бизнес (5669)
Перед тем как открыть новый расчетный счет, компаниям придется представлять в банк рекомендации от контрагентов и других банков, чтобы подтвердить свою репутацию.

В апреле Центробанк РФ обновил положение 262–П об идентификации клиентов, обязав банки запрашивать у компаний и индивидуальных предпринимателей отзывы  об их деловой репутации перед тем, как  открыть им счет. Если клиент не может представить отзывы, а также если его репутация оказалось неудовлетворительной, банк может отказать  такой компании или физлицу в принятии на обслуживание.

В конце 2013 года ЦБ добавлял в то же положение требование по проверке достоверности
представляемой клиентом информации  до начала операций по его счету, а не после, как это раньше делали банки.

Банкиры единодушно соглашаются, что новая версия положения 262–П отчасти развязывает им руки, однако считают, что  этот документ все равно  требует доработок.

«Такие мероприятия проводятся давно: службы безопасности банков обмениваются информацией, ведется работа с контрагентами, однако раньше это все происходило выборочно, теперь же проверки приобрели тотальный характер», — говорит директор группы «Санкт–Петербург» Росбанка Иван Власенко. По его словам, еще несколько лет назад  отказать клиенту в обслуживании было крайне сложно, теперь же, имея официальный документ Банка России, банки могут,  не опасаясь судебных разбирательств, отвергнуть непонравившегося клиента.

«Пока мы не заметили серьезного увеличения документооборота. Если раньше мы проводили проверки репутации клиентов выборочно, в основном проверяли  заемщиков, то теперь такая работа будет вестись с каждым клиентом», — добавляет представитель Русьрегионбанка Александр Тимофеев.

Пресс–секретарь банка  «ВТБ 24» в СЗФО Иван Макаров предполагает, что расходы банков врядли сильно вырастут, но клиентам  придется добавить к пакету документов для открытия счета еще одну бумагу.  Однако это новшество может негативно отразиться на сроках открытия счета:  эта процедура может растянуться на 1–3 дополнительных дня.

Как отмечают банкиры, документ ЦБ не дает определения деловой репутации и не перечисляет признаки  плохой репутации. Также  пока у банков нет возможности отказать в обслуживании ранее принятым  клиентам.  

Иван Власенко говорит, что сотрудники банка постоянно мониторят деятельность клиентов, особенно новых. Если какие–то операции кажутся сомнительными, они просят представить документы об их экономической целесообразности. По его словам, ЦБ не установил критерии объемов и регулярности  сомнительных операций,  каждый банк для себя их  устанавливает сам.

Александр Тимофеев добавляет, что ЦБ присылает  банкам письма с предупреждениями о конкретных сомнительных компаниях  или описанием новых схем мошенничества, которые появляются на рынке. «Не хватает более полного обмена информацией между банками. Работу облегчило бы создание единой  базы по сомнительным  клиентам», — предлагает  он.

ЦБ в последние 2 – 3 года ведет очень активную борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и в связи  с этим десятки банков уже  лишились лицензий. Обязательство банков проверять предварительно своих клиентов — это, по сути, новый виток той же  борьбы.

Однако пока отказы клиентам с сомнительной репутацией в открытии счетов вряд ли станут массовым явлением.  «Если в полученных отзывах от банков и компаний мы увидим, что компания–клиент иногда задерживала платежи перед  своими контрагентами, то  вряд ли банк откажет в открытии расчетного счета», — говорит Максим  Широватов, начальник  юридического отдела СБ–Банка.

Автор: Елена Зборовская
Источник:Деловой Петербург, "Счет за репутацию", 24.04.2014