рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Бизнесмен против ФСБ: неожиданное решение суда
На Центральной улице посёлка Мурино престижного Всеволожского района Ленинградской области располагается двухэтажный бизнес-центр, который принадлежит ООО «Исток СВ». Генеральным директором и основным владельцем компании является бывший сотрудник уголовного розыска Сергей Караваев. Весь первый этаж здания арендует Леноблбанк, на втором этаже снимают офисы фирмы помельче.
27 марта 2013 года привычную жизнь бизнес-центра нарушили устрашающе экипированные бойцы спецназа ФСБ «Град» – под руководством следователя ГСУ СК РФ по Санкт-Петербургу Ильясова оперативники ФСБ проводили в банке обыск. Когда все обитатели бизнес-центра дружно выстроились вдоль стен в коридорах, Сергей Караваев, по его словам, решил помочь «гостям» правильно сориентироваться: раз обыск выписан в Леноблбанке, то на втором этаже им делать нечего – ведь банк арендует помещения только на первом.
Допрошенные в качестве свидетелей в Московском районном суде Петербурга обитатели бизнес-центра рассказали, как сначала из-под Сергея Караваева ногой выбили стул, потом куда-то повели. Бизнесмен уточнил: он попросил оперативника проводить его к следователю, тот отвёл его в кладовку, где ударом в лицо отправил в нокдаун. И якобы даже спросил: мол, продолжает ли он хотеть, чтобы его отвели к следователю? Свидетели показали, что видели Сергея Караваева стоявшим на коленях лицом к стене.
Один из участвовавших в обыске офицеров ФСБ позвонил в «02», чтобы сотрудники полиции задержали «хулиганившего» бизнесмена. Хулиганство, как следует из рапортов офицеров службы безопасности, выразилось в том, что Караваев «нарушал порядок проведения следственного действия, передвигался по осматриваемым помещениям, оскорблял сотрудников, проводивших следственные мероприятия, выражался в их адрес нецензурной бранью, своими действиями активно противодействовал проводимым мероприятиям, не реагируя на законные требования сотрудников УФСБ и следователя, толкнул и пытался ударить оперативного сотрудника Пужикина А.С…»
Из заявления Сергея Караваева, направленного в Военный следственный отдел СК РФ по Санкт-Петербургскому гарнизону, следует, что Пужикин в ответ на просьбу провести к следователю ударил его по лицу.
Прибывшие по вызову «старших братьев» полицейские отвезли бизнесмена в 87-й отдел полиции, где в течение 3 часов должны были оформить протокол о совершении им административного правонарушения. Но с протоколом ничего не вышло – его можно было оформить только на основании рапортов инициировавших задержание офицеров ФСБ, но те не появились. По прошествии 3 часов Караваева отпустили, после чего он зафиксировал травму и написал заявление в Следственный комитет.
Ответ из Следственного комитета был предсказуем: в возбуждении уголовного дела в отношении оперуполномоченного Пужикина отказать ввиду отсутствия события преступления. Бизнесмен пытался добиться отмены этого постановления, но безуспешно. Ему не удалось даже добиться возбуждения уголовного дела в отношении самого себя – логика подсказывает: раз он заявил о совершении офицером ФСБ преступления, которого, по мнению Следственного комитета, не было, значит, он лжесвидетельствовал – что также уголовно наказуемо.
Но полицейским 87-го отдела тоже не удалось привлечь Сергея Караваева к административной ответственности – они не смогли оформить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями законодательства (там не оказалось ни подписи Караваева, ни подписей понятых). Мировой суд судебного участка №16 вернул материал обратно полицейским, которые пропустили отведённый законом двухмесячный срок привлечения гражданина к административной ответственности.
У бизнесмена возник естественный вопрос: если его к ответственности не привлекли, то на каком основании на него надели наручники и привезли в отдел полиции, где он провёл 3 часа? С этим вопросом он обратился в Московский районный суд Петербурга.
Судья Лебедев отнёсся к делу очень серьёзно. Он исследовал все обстоятельства несостоявшегося привлечения Сергея Караваева к административной ответственности, включая события в бизнес-центре. И сделал вывод: «Исследованные доказательства не подтверждают, что истец при вышеуказанных обстоятельствах нарушал порядок проведения следственного действия, передвигался по осматриваемым помещениям, оскорблял сотрудников, проводивших следственные мероприятия, выражался в их адрес нецензурной бранью, своими действиями активно противодействовал проводимым мероприятиям, не реагируя на законные требования сотрудников УФСБ и следователя, толкнул и пытался ударить оперативного сотрудника Пужикина А.С.»
К объяснениям всех трёх сотрудников УФСБ, включая Пужикина, суд отнёсся критически, отметив, что они «не смогли сообщить конкретные обстоятельства … при которых Караваев нарушал порядок следственного действия … сославшись на запамятование…». 25 марта 2014 года Московский районный суд вынес решение: взыскать с Министерства финансов РФ за счёт казны РФ в пользу Караваева Сергея Сергеевича компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей. Эта сумма вряд ли изменит финансовое положение бизнесмена, но зато данное решение – первый официальный документ, в котором констатировано: действия, которые офицеры ФСБ пытались приписать Караваеву, ничем не подтверждаются. Не повод ли это для Следственного комитета пересмотреть своё отношение к действиям, которые Караваев приписывает сотруднику ФСБ?Впрочем, решение Московского районного суда пока не вступило в законную силу.