рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Семейный малый бизнес
Законопроект «О семейном предпринимательстве» определит критерии компании, которая может считаться семейной. Прямых льгот таким компаниям законопроект пока не предусматривает, однако планируется, что правительство города разработает для семейного бизнеса специальные программы поддержки. Концепцию закона разработала депутат ЗС Петербурга Ирина Иванова, и проект уже одобрен комиссией городского парламента по промышленности, экономике и собственности.
Однако глава комитета по развитию предпринимательства Эльгиз Качаев опасается неправильного применения закона: «В целом идею приветствую, — поясняет чиновник, — главное — чтобы ею не воспользовались недобросовестные предприниматели, а для этого необходимо четко осознавать, что мы понимаем под семейным предпринимательством, и посмотреть, как это заработает на конкретных примерах».
Зоя Винниченко, президент НП «Деловая Петербурженка», выступила инициатором разработки закона. «Два–три года назад мы стали отмечать юбилеи компаний — членов партнерства (им исполнялось по 10, 15 и 20 лет) и вдруг поняли, что самые устойчивые и самые динамично развивающиеся компании — семейные. А закона о них нет».
Сейчас законопроект проходит согласования с комитетом по предпринимательству и потребрынку, а после майских праздников будет рассмотрен в первом чтении. Вскоре планируется закрепить термин «семейный бизнес» и на федеральном уровне.
Семейное предприятие (СП) в проекте определено как субъект малого бизнеса, в котором хотя бы один участник и хотя бы один сотрудник — члены одной семьи. Их имущественный вклад в компанию должен быть больше 50 %, а деятельность предприятия должна быть основана на личном труде его участников. Проект предусматривает финансирование исследовательских работ в области семейного бизнеса за счет бюджета города. В остальном поддержка семейному бизнесу предоставляется в рамках общей городской программы, которую будет готовить профильный комитет (КРППР).
«Пока я предполагаю эту поддержку в виде грантов, субсидирования ставок аренды, возмещения затрат на создание рабочих мест, в том числе для людей с ограниченным возможностями», — поясняет Ирина Иванова, добавляя, что обычно в таком бизнесе стоимость создания рабочих мест ниже, чем в крупных фирмах, и развитие малого семейного предпринимательства можно использовать в качестве инструмента снижения уровня безработицы. «Федеральные власти готовы предоставить нашему городу на реализацию программ поддержки малого бизнеса более 1 млрд рублей, — говорит депутат. — Наша задача в том, чтобы эти программы разработать и выделить аналогичное финансирование».
Главным преимуществом, которое проект предусматривает для компаний, специалисты считают право использовать в фирменном наименовании слова «семейное предприятие». Петербургский бизнес–омбудсмен Александр Абросимов считает, что определение «семейное дело» может стать репутационным подспорьем для компании. «Это своеобразная гарантия надежности, особенно в отношениях с западными партнерами: семейному бизнесу в Европе доверяют гораздо больше, чем обычной фирме, — говорит он. — Однако в остальном условия для семейного и обычного бизнеса должны быть равными».
Совладелица семейной бухгалтерской компании «Вероника» Ольга Голосова уверена, что новый закон даст многим фирмам общественное признание. В перспективе предлагается создавать государственные целевые фонды поддержки семейного бизнеса с привлечением частного капитала.