выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Кабельные войны: «Дом.ru» против «Ростелеком»

02.10.2013Бизнес (5669)b2b (25)
Сергей Толстограев, директор филиала ЗАО «ЭР–Телеком» в Петербурге (бренд «Дом.ru»), рассказал «ДП» о конфликте телекоммуникационного оператора с ОАО «Ростелеком», о планах по охвату исторического центра города, а также о роли агрессии в процессе борьбы за абонента.

«ЭР–Телеком» известен своей агрессивной политикой. Про вас говорят, что вы вначале строите сеть, а потом ее легализуете. Насколько это мнение соответствует действительности?

— Бюрократические механизмы не всегда поспевают за динамикой развития бизнеса. Это объективная реальность. В условиях высококонкурентного рынка операторы вынуждены вести процессы строительства и легализации сети параллельно, чтобы не сбавлять темпы развития. Но мы всегда работаем в рамках правового поля и ведем все необходимые согласования в соответствии с действующим законодательством.

Почему тогда компания так быстро наращивает свою абонентскую базу?

— Бизнес–процессы в компании отработаны таким образом, что мы все делаем очень быстро: строим сети, открываем новые филиалы, набираем и обучаем персонал, запускаем рекламу, подключаем абонентов. Динамичное развитие — это суть нашей корпоративной культуры. Мы как команда стремимся к лидерству и понимаем, что обязаны все делать быстрее конкурентов, чтобы расти быстрее рынка.

Во многих городах «ЭР–Телеком» участвует в различных конфликтах и операторских войнах. Было ли тоже самое в Нижегородском филиале, который вы раньше возглавляли?

— Я не назову это войнами. Я назову это, может быть, естественной реакцией рынка на приход такого сильного игрока, как «Дом.ru». Но могу сказать абсолютно однозначно, что там, где были конфликты, на сегодняшний день очень крепкая дружба между операторами и взаимовыгодное сотрудничество. Можете проверить. Конечно, в Нижнем Новгороде все было не в таких масштабах. Но и в Петербурге конфликтов уже почти нет. Я абсолютно точно знаю, что мы сможем со всеми договориться, как договорились в 55 других городах, и считаю, что в этом вопросе мы уже продвинулись очень далеко. С моей точки зрения, враждебного окружения за нашей спиной в Петербурге нет.

То есть вы уже смогли договориться и с «Ростелекомом» по поводу обрезанного кабеля?

— Вопрос непростой и не быстрый. Мы и сейчас находимся в стадии активных переговоров, с нашей точки зрения вполне успешных — в духе взаимопонимания. Компания, которой переданы определенные права по управлению таким активом, как телефонная канализация, конечно, хочет получать от его использования максимальную прибыль. Но и мы не делаем ничего противозаконного. Невозможно взять и незаметно проложить в канализации километры кабеля — за это заплачены деньги, подписаны договоры.

В «Ростелекоме» утверждают, что деньги за проложенные кабели не получали.

— Согласитесь, если в компании решили, что мы нарушали договоренности или платили недостаточно, то это предмет переговоров либо судебного разбирательства.

Всю информацию о местонахождении каждого кабеля мы предоставляли в обязательном порядке. Именно поэтому наши кабели, к сожалению, были вырезаны со знанием того, что они принадлежат именно нашей компании, что они введены в эксплуатацию и что от этих действий пострадают абоненты.

Были опасения, что все может закончиться чуть ли не передачей «Ростелекому» части ваших акций или тем, что они смогут воспользоваться вашими магистральными сетями. Насколько это реально?

— «ЭР–Телеком» сегодня — крупный магистральный оператор, и это создает дополнительные условия для выгодного с нами сотрудничества. Ничего не мешает сотовым операторам использовать одну и ту же башню для установки своих базовых станций. Мы точно так же можем договориться. Я этого не исключаю.

К тому же у нас уже давно с «Ростелекомом» существенный объем сотрудничества. У нас, к примеру, с ними 100 тыс. номеров общего пользования. Обмен ресурсами — это нормальная практика, и я не исключаю, что это может произойти.

Что касается изменения собственности, то это вопрос скорее к федеральному руководству компании.

А у вас есть прогнозы, когда примерно весь конфликт полностью урегулируется?

— Мы обоснованно считаем все спорные моменты между нашими компаниями урегулированными. Конечно, наше желание — урегулировать формальную сторону вопроса как можно быстрее. Но, с другой стороны, «ЭР–Телеком» отличается как раз высокой надежностью своих сетей — существует система резервирования, другие маршруты прокладки тех же технических кабелей.

Насколько я понял, в результате этого конфликта родилась некая новая форма взаимодействия с операторами города. Они стали объединяться и предоставлять друг другу свои мощности.

— Взаимодействие между операторами в городе было всегда. Существуют авторитетные и представительные операторские организации, неформальные связи специалистов, площадки для обсуждения возникающих вопросов. Конкурентная борьба в современных условиях вообще ведется цивилизованными методами — лишь на уровне маркетинга, и абсолютно точно не с помощью разрушения собственной или партнерской инфраструктуры. Это давно ушедшие 1990–е, к которым, я думаю, непозволительно возвращаться, тем более в культурной столице. Такие методы — путь в никуда, они вступают в явное противоречие и с государственной политикой, нацеленной на создание эффективной инфраструктуры современного информационного общества, и с корпоративной культурой телекоммуникационной отрасли, и с кодексом деловой этики в целом.

Не было ли у вас мысли объединиться в некую лоббистскую организацию, чтобы изменить ситуацию, когда вся кабельная инфраструктура находится всегоу одного участника рынка?

— В смысле? Заняться переделом собственности?

Не обязательно переделом, но, может быть, некой корректировкой законодательства в этой сфере.

— Мы все–таки занимаемся сервисом. Права собственности на стратегические объекты, к которым, несомненно, относится и телекоммуникационная инфраструктура, — прерогатива государства. И мы совершенно точно не заинтересованы в каких–то войнах за недвижимость в Петербурге.

Появилась информация, что в ближайшее время вы собираетесь сильно увеличивать свое покрытие и заходить на не охваченные пока территории в Петербурге.

— У нас действительно есть планы по увеличению проникновения в городе. Но это не только центр. На наш взгляд, недостаточное покрытие нашими сетями и в районах массовой застройки, и в спальных районах города. По поводу исторического центра, где необходим особый и очень взвешенный, максимально бережный подход: там сейчас разрабатывается специальный проект. Это очень непростой процесс. Например, в этих местах очень сложный процесс согласования. Фактически на каждый дом нужно готовить индивидуальный проект и увязывать технические решения с планами города.

А насколько вообще выгодно оказывать услуги в центре? Там же не такое большое количество абонентов в домах, как в новостройках?

— Это абсолютно точно менее выгодно, чем застраивать многоэтажный жилфонд, но тем не менее мы хотим предоставлять услуги всем без исключения петербуржцам. Мы стараемся, чтобы наш абонент мог воспользоваться нашими услугами дома, на работе и где бы то ни было в городе. Поэтому нам очень важно обеспечить стопроцентное покрытие города и исторического центра, в который петербуржцы очень часто отправляются и на работу, и на отдых. Нельзя оставлять без внимания и интересы наших корпоративных клиентов.

За какое время вы сможете охватить центр?

— Наша компания привыкла все делать быстро, и, несмотря на то что проект только разрабатывается, думаю, эти сроки обозримы.

Какие сейчас задачи стоят перед филиалом?

— Сейчас перед нами стоит задача не столько набора абонентской базы, сколько постоянного повышения качества услуг, сервиса.

Это как–то связано с действиями «Ростелекома»?

— Нет, никак не связано. Это наше стремление идти навстречу пожеланиям наших абонентов. Мы разграничиваем инфраструктурные вопросы и развитие бизнеса. Рынок меняется очень сильно сейчас, меняются предложения на рынке, меняется конкурентная обстановка, запросы абонентов. Именно быстрый, профессиональный, качественный ответна эти запросы — суть нашего бизнеса.

А что принципиально меняется на петербургском рынке?


— Потребитель становится более требовательным, поэтому мы сейчас многое делаем для улучшения качества, улучшения сервиса. Усиливается конкурентная борьба, активизируются наши партнеры по рынку и компании, которые были приобретены в последнее время.

То есть в центре города вы не будете вести себя агрессивно?

— Мы никогда не проявляем агрессии и приветствуем только экологичное поведение игроков на рынке, поэтому мы за быстроту и эффективность при строгом соблюдении правил и законов. Можно ли это называть агрессией?

C какой целью вы активно вкладываетесь в общедоступный Wi–Fi?

— Мы всегда идем навстречу желаниям наших абонентов, а иногда их и предугадываем. Мы создаем комфортные условия современной жизни в городской среде, когда выходящий на улицу человек имеет то же качество связи, что и дома, и на работе. И, наконец, это дополнительное конкурентное преимущество инновационной компании, живущей в лидерском контексте.

Исследования показывают, что ценовые и качественные характеристики телеком–услуг у ведущих операторов рынка постепенно выравниваются, не за горами время, когда для абонента все операторы станут на одно лицо — у всех примерно одинаковый порядок цен и набор услуг и их характеристик. Лидером будет тот, кто сможет предложить нечто новое, повышающее качество сервиса, интересное для абонента. В этой ситуации строительство общедоступных сетей Wi–Fi, покрывающих значительную часть городских пространств, направлено как раз на предоставление уникальной услуги, позволяет произвести отстройку от конкурентов. Чем больше сеть, чем большее ее охват, тем более она популярна.

Помимо всего прочего общедоступный городской Wi–Fi — область развития социально значимых инфраструктурных проектов, база для эффективного сотрудничества с местными органами власти. Мы создаем свои сети на долгие годы, а значит, заинтересованы в долгосрочном партнерстве. И находим в этом поддержку и понимание со стороны городских властей самого разного уровня. Сегодня в Петербурге бесплатный Wi–Fi уже доступен в Парке 300–летия Петербурга, ЦПКиО, Александровском парке, на Невском.

Почему городские власти именно вас выбрали в качестве партнера для подключения парков и достопримечательностей?

— Такой проект по зубам только наиболее мощным игрокам, имеющим и достаточный опыт, и ресурс (и материальный, и технологический, и интеллектуальный). У нас на сегодняшний день по всей России уже более 4600 базовых Wi–Fi–станций. Мы продемонстрировали свой опыт в этом вопросе, сделав пилотную зону в одном из парков. Городским властям понравилось, и мы продолжили работу над этим проектом совместно.

Сколько всего вы собираетесь вложить в это направление?

— Стратегическая цель компании — обеспечить массовое покрытие наиболее значимых и популярных общественных пространств, важных для наших абонентов и гостей города. Проект однозначно будет развиваться, мы планируем подключение новых объектов.

Вы собираетесь охватить только парковые зоны или весь городв целом?

— В некоторых городах у нас действительно есть почти стопроцентное покрытие, например в Перми и Нижнем Новгороде. В Петербурге мы планируем подключить любое значимое место — парки, достопримечательности...

Будет ли эта сеть как–то приносить прибыль?

— В мировом телекоммуникационном опыте действительно есть такие бизнес - модели, существуют и специальные операторы, которые предоставляют услугу исключительнопо Wi–Fi. Но мы на сегодняшний день это не планируем. Задача проекта — быть удобным для абонента в любой точке города. Любовь и приверженность абонента формируют прибыль как результат надежных отношений.

Сейчас операторы внедряют технологию LTE, которая позволяет получать сходные с Wi–Fi скорости. Есть ли смысл вкладываться в Wi–Fi в связи с этим?

— Внедрение LTE–технологий формирует еще большую потребность людей в широкополосных каналах и в потреблении трафика. К тому же LTE с учетом ее особенностей не обеспечивает возможности одновременного подключения большого количества пользователей. Поэтому Wi–Fi (в парке или на стадионе, в любом людном общественном месте) все равно останется незаменимым.

Мы считаем, что сети будущего — это гибрид Wi–Fi + LTE + 3G–технологий. В ближайшие 5 лет потребление мобильного Интернета вырастет примерно в 5 раз. Ни LTE, ни 3G–сети не смогут переварить такой объем трафика. Операторы неизбежно начнут перекидывать мобильный трафик в сети Wi–Fi.

В последнее время на рынке стали появляться платные приставки, которые чуть ли не бесплатно позволяют через Интернет смотреть множество телевизионных каналов. Не чувствуете ли вы в связи с этим угрозу для вашего телевизионного направления.

— Подобные сервисы не могут сравниться по качеству с контентом легального оператора.

Кроме того, я уверен, что законодательство рано или поздно все равно изменится в пользу добропорядочных и законопослушных провайдеров. На наших глазах изменяется и общественное отношение к пиратству. Надеюсь, что рано или поздно ответственность (не только моральную) будет нести не только тот, кто раздает пиратский контент, но и тот, кто его потребляет.

Автор: Артем Члегов