рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Российский импорт уходит к союзникам
Импортеры бегут от российской таможни к союзникам — в Белоруссию и Казахстан. Об этом не свидетельствует официальная статистика Федеральной таможенной службы (ФТС). Она лишь говорит о сокращении импорта, что весьма странно, учитывая, что основная масса товаров на нашем рынке —это импортные изделия. Плюс к этому промышленность использует в основном импортное сырье, оборудование. Достаточно сказать, что оборот розничной торговли растет, а значит, все–таки импорт приходит в страну, но не через российскую границу.
Участники внешнеэкономической деятельности говорят, что импортеры активно уходят, особенно в Казахстан — именно туда сейчас выгоднее везти из Европы предназначенный для Москвы контейнер с обувью на растаможку, чем оформлять груз на российской таможне. Здесь оформление сложнее и дороже, пошлины и налоги выше, чем у других членов таможенного союза.
Масштабы перераспределения грузопотоков в пользу союзников не поддаются оценке, поскольку, чтобы сэкономить на таможенных платежах и налогах, импортеры регистрируются в сопредельных с РФ государствах, а это не позволяет выделить долю именно российских импортеров в совокупном товарообороте. Но агрегированные данные показывают, что оборот по вывозу товаров с территории союзников заметно растет только с Россией.
В правительстве РФ знают о перетоке импорта к таможенным союзникам, но пока на высшем уровне никто не поднимал эту проблему. Разве что глава ФТС Андрей Бельянинов впервые за последние годы попросил премьера Дмитрия Медведева пересмотреть плановое задание таможни по наполнению бюджета. Медведев обещал понизить планку. В сентябре ФТС отчиталась, что перечислила в федеральный бюджет с января по август этого года 4,2 трлн рублей, что на 1,6 % ниже уровня 2012 года. Отрицательная динамика импорта и собираемости таможенных пошлин заставила руководство ФТС вспомнить о старых долгах. Андрей Бельянинов решил ограничить оформление транзита по книжкам МДП (международные дорожные перевозки, Corrnet TIR) — они дают право без лишних проволочек контейнеровозам преодолевать границу. МДП гарантирует, что все таможенные платежи будут уплачены в бюджет, в случае если, например, товар после пересечения границы пропадет и не будет доставлен до места назначения. Но российской таможне международных гарантий показалось мало, поскольку, по подсчетам ФТС, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), продающая в России МДП, задолжала с начала 1990–х более 20 млрд рублей таможенных платежей за международный транзит.
Поэтому в дополнение к МДП российские таможенники просят купить дополнительную финансовую гарантию через «дочку» ФТС — «Ростэк». Эта норма уже действует на таможнях Сибири и Дальнего Востока, а на прошлой неделе к этому списку добавились таможни Урала. Вводить ограничения на Северо–Западе, где проходит основная масса автомобильного импорта, ФТС пока не рискнула. Решение по Северо–Западному таможенному управлению отложено до 1 декабря, что даст возможность импортерам завезти новогодние подарки в страну по прежним правилам, а затем, если расходы на таможенное оформление в РФ возрастут, искать альтернативные, менее дорогие, способы ввоза заграничного товара.