рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Рускобанк: перезагрузка
Рускобанк, который ранее входил в холдинг «ВЕФК» («Восточно–Европейская финансовая корпорация») Александра Гительсона, начинает активный выход на рынок банковской розницы Петербурга и Ленобласти. В прошлом году в банке сменилась половина топ–менеджмента, новая команда взялась за обновление кредитного учреждения.
Рускобанк один из старейших банков Ленобласти, создан в 1989 году. Имеет 30 отделений, из них в Петербурге три, остальные в Ленобласти. С 2004 года по 2009 год вместе еще с восемью банками учреждение входило в состав холдинга «ВЕФК». В 2009 году опорный банк холдинга — банк ВЕФК — лишился лицензии, в ходе санации банка вскрылись скандальные случаи вывода активов из компаний холдинга.
Что касается самого Александра Гительсона, то в феврале было завершено расследование уголовного дела в отношении него по факту хищения 1,8 млрд рублей пенсионных средств из бюджета Ленобласти через Инкасбанк (входил в ВЕФК). Гительсону было предъявлено обвинение в мошенничестве, вскоре должно начаться судебное разбирательство. Несколько лет он находился в международном розыске, но в декабре 2013 года выдан России.
Областное правительство смогло пока вернуть лишь 416 млн рублей. Рускобанк тоже оказался затронут этой историей — начиная с 2010 года правительство Ленобласти, которому принадлежало 25 % плюс одна акция банка, пыталось выкупить у ВЕФК долю в Рускобанке. Контрольный пакет акций ВЕФК в банке был арестован в ходе попыток чиновников возместить ущерб, нанесенный казне области. Позже область продала данный пакет акций структурам Матвея Урина, однако в итоге сделка была оспорена в суде. В 2013 году в банке появились совершенно новые акционеры.
На текущий момент, как сообщили в Рускобанке, 25 % плюс одна акция по–прежнему принадлежат правительству Ленобласти, а остальные акции распределены между физическими лицами: это Алексей Семкин через ООО «СМ Капитал» — 32,56 %, Андрей Фомин — 19,98 %, Анастасия Ковалькова — 19,5 %. Семкин и Фомин входят в совет директоров Рускобанка. По данным СПАРК, Анастасии Ковальковой также принадлежит около 20 % в томском Пром регионбанке, который ранее также участвовал в капитале «СМ Капитал». В свою очередь, «СМ Капитал» владеет долей в ООО «Глобэкс капитал», в котором также около половины принадлежит «ВЭБ Капиталу».
C 2013 года акционеры инвестировали в свое приобретение несколько сотен миллионов рублей (но меньше миллиарда) и собираются окупить вложения за 3–5 лет, оценивает зампредседателя правления Рускобанка Александр Кротов. «Требуемый объем инвестиций зависит в том числе от степени развития технологической платформы, естественно, наличие собственного процессинга облегчит решение многих задач, связанных с эмиссией и обслуживанием карт, а также с запуском новых продуктов», — замечают в банке «СИАБ».
«Банк продолжит работать с юридическими лицами в прежнем объеме, но основной акцент в развитии 2014 года сделает на розничном бизнесе», — рассказывает Александр Кротов. По его словам, помимо комиссионных розничных услуг банк оптимизирует линейку депозитов и потребительских кредитов, а также введет новые направления в свой бизнес — целевое кредитование, карты, оплата коммунальных платежей через терминальную сеть.
Рускобанк также внедрит возможность дистанционной подачи заявки на услуги — через Интернет и агентскую сеть. Часть данных технологий уже внедрена, часть на этапе тестирования, поясняет Александр Кротов. В перспективе банк планирует наращивать сеть в области и усиливать свое представительство в Петербурге. Сокращение офисов не запланировано, но, возможно, некоторые офисы будут переводиться на новые места.
Если планы акционеров Рускобанка воплотятся в жизнь, то это будет один из немногих бизнесов группы ВЕФК, сохранивших жизнеспособность. Поскольку у пяти из восьми банков ВЕФК в кризис были отозваны лицензии, причем два банка вошли в состав других организаций.
Так, банк ВЕФК после передачи на санацию в Агентство по страхованию вкладов был поэтапно выкуплен ФК «Открытие» и стал филиалом «Петровский» банка «Открытие», а банк «ВЕФК–Урал» перешел к Номос–банку.
Интересно, что новые акционеры банка не намерены проводить ребрендинг Рускобанка, считая, что его название «достаточно удачное, негатива не несет».