выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Крупные надеются, мелкие уступают

24.02.2016Аренда (1010)конференц-залы (35)
В кризис участники выставочного рынка прогнозируют сокращение числа мероприятий на 10 %. В борьбе за клиента конференц–залы будут снижать цены, предлагать скидки и программы лояльности.

По данным NAI Becar, в Петербурге насчитывается более 600 конференц–залов различной вместимости в составе гостиниц, бизнес–центров и специализированных выставочных центров. Больше всего площадок в Центральном районе — 26 % от общего объема рынка (около 150 залов) и в Московском — 20,1 % (116 залов). Стоимость аренды залов зависит от вместимости помещения, его местоположения и функциональных характеристик. Например, относительно невысока стоимость аренды небольших залов в бизнес–центрах и гостиницах. Аренда залов в трехзвездочных гостиницах начинается от 3,6 тыс. рублей, а в пятизвездочных доходит до 110 тыс. рублей. В JLL отмечают, что ставки на рынке давно не привязываются к валюте и номинируются в рублях. «Как правило, отели достаточно лояльны в своей ценовой политике. За 2015 год в среднем стоимость аренды в конференц– залах в отелях выросла на 20 %», — подсчитала Анна Энглас, консультант–аналитик отдела исследования рынка компании Maris в ассоциации с CBRE.

Выше аренда зала во дворцах, она может обойтись в 160–400 тыс. рублей в день. Стоимость аренды зала в специализированных конгрессно–выставочных центрах обычно самая высокая, так как они оснащены стационарной мультимедийной техникой и обладают всей необходимой инфраструктурой. Ставка может переваливать за 200 тыс. рублей в час. «В последние годы наблюдается рост бизнес–ивентов — конференций, лекций, семинаров. Это помогает загружать площадки, но не способствует росту цен, потому что все–таки предложение превышает спрос», — рассказывает Сергей Воронков, генеральный директор «ЭкспоФорум–Интернэшнл». За прошлый год, по данным «ЭкспоФорум–Интернэшнл», в Петербурге прошло 2–4 тыс. деловых мероприятий численностью свыше 50 человек, это на 2–5 % больше, чем в 2014 году. По данным Maris, в структуре мероприятий растет доля небольших событий (до 50 чел.), а число крупных мероприятий (от 1000 чел.) сокращается. На 2016 год «ЭкспоФорум» прогнозирует спад числа мероприятий на 10 %. При этом в компании уверены, что точно пройдут крупные мероприятия. «Мелкие и незначительные события будут уходить из календаря, потому что бюджеты у компаний перераспределятся в пользу участия в статусных событиях», — говорит Сергей Воронков.

Предпосылок увеличения цен на аренду конференц– залов в 2016 году нет, уверен Владислав Фадеев, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге. «В кризис арендаторы конференц– залов стремятся максимально сократить затраты на аренду как за счет уменьшения ставки аренды, так и за счет минимизации площади. С учетом достаточно высокой конкуренции в сегменте залов малой и средней вместимости стоимость проведения мероприятия может продолжить снижаться», — прогнозирует он. В «ЭкспоФоруме» прогнозируют, что небольшие площадки в 2016 году будут предлагать скидки до 30 %. «Крупные площадки сохранят цены, хотя наверняка будут разрабатывать программы лояльности и персональные условия аренды», — полагает Сергей Воронков, добавляя, что «ЭкспоФорум» цены менять не планирует. Кроме того, площадка собирается нарастить мощности и открыть к ПМЭФ конгресс–центр, в котором ставки по конференц–залам определены от 1,7 тыс. до 215 тыс. рублей в час в зависимости от размера зала.

Конференц–залы — довольно узкий сегмент коммерческой недвижимости, который, как правило, несет вспомогательную функцию. Иногда собственники коммерческих помещений предпочитают изменить функцию залов, если это возможно и если это не пятизвездочная гостиница, которой конференц– зал положен по статусу и может привлекать дополнительный приток гостей. «Конференц–залы можно пере о б орудов ат ь под openspace и сдавать как офис, но и на рынке аренды офисной недвижимости кризис. Так что вариантов другого использования практически нет», — говорит Сергей Воронков. В сегменте бизнес–центров выделенные для общего использования конференц–залы встречаются все реже. «Они мало востребованы у арендаторов, в связи с чем собственники зданий предпочитают сдавать площади, изначально выделенные под конференц–залы и комнаты переговоров, как обычные офисы на долгосрочной основе. Это приносит больше прибыли», — замечает Марина Пузанова, руководитель отдела коммерческой недвижимости Knight Frank SPb. Но о глобальном процессе перепрофилирования говорить не стоит, уверены в JLL. «Можно ожидать, что спад деловой активности будет не настолько значительным и долгим, чтобы было целесообразно терять пусть и уменьшившиеся, но хоть какие–то финансовые потоки от конференц–залов», — считает Владислав Фадеев.

Автор: Надежда Федорова
Источник:Деловой Петербург, "Крупные надеются, мелкие уступают", 24.02.2016