выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Средняя активность

24.09.2015Аренда (1010)
Предложение на рынке бизнес–центров Петербурга насыщено офисами класса А. Однако структур «Газпрома» на всех не хватит, и многие из них так и останутся пустыми.

Итоги III квартала 2015 г. еще не подведены, но, по оценкам экспертов JLL, средний уровень вакантных площадей на офисном рынке Петербурга сохраняется на уровне конца II квартала и составляет около 12,5–12,6 %. Как отмечает глава офиса компании JLL в Санкт–Петербурге Андрей Амосов, в классе А доля вакантных площадей чуть выше, чем в классе B, она составляет 14,1 и 11,8 % соответственно. В абсолютных показателях в Петербургских бизнес–центрах пустует почти 125 тыс. м2 офисов класса А и 214 тыс. м2 класса В. На рынке ощущается кризисная динамика. «В последние месяцы заполняемость бизнес–центров имеет тенденцию к снижению, — отмечает директор департамента коммерческой недвижимости Агентства развития и исследований в недвижимости (АРИН) Екатерина Лапина, — с рынка уходят западные компании, а свои сокращают площади для бизнеса». Она говорит, что предложение насыщено бизнес–центрами класса А, но так как бизнес оптимизирует расходы на аренду, то запросы на класс А — как более дорогой — сокращаются, и 90 % запросов сей- час направлены на сегмент подешевле. В итоге предложение следует за спросом и арендная ставка снижается (см. стр. 12).

Одной из тенденций
Екатерина Лапина называет измельчание рынка. Конечно, имеют место переезды успешных компаний в бизнес–центры класса А, так как даже в кризис не обходится без тех, кто улучшает свои дела. Но в целом крупных арендаторов, кроме аффилированных с «Газпромом», почти нет. По подсчетам аналитиков JLL, в 2011–2015 гг. «Газпром» и его структуры приобрели и арендовали около 250 тыс. м2 офисных площадей в Петербурге (включая сделку с БЦ «Фландрия Плаза»). Иногда сделки касались всего здания в целом («Тринити Плейс», «Электро», «Аэропортсити», Eightedges), иногда сначала арендовалась часть здания, а затем площади постепенно расширялись («Арена Холл», Pulkovo Sky). Андрей Амосов рассказывает, что доля вакантных площадей в некоторых объектах, введенных в 2014–2015 гг., достигает 100 % — они ждут крупного якорного арендатора или покупателя, поэтому держат площади пустыми. Ряд сделок структур «Газпрома» по аренде бизнес–центров целиком, с одной стороны, свидетельствует об успешности подобной стратегии, но с другой стороны, надежды на один этот источник спроса оправдываются только в случае грамотного сочетания качества строительства, продуманной ценовой и маркетинговой политики. Большое количество свободных площадей активизирует мысли арендаторов о поиске более выгодных условий аренды.

Как отмечают эксперты, хотя активность арендаторов по мониторингу рынка в 2015 г. очень высока, в трех случаях из пяти рынок изучается ради давления на арендодателя в целях снижения ставок в нынешнем здании. Поэтому, несмотря на увеличившуюся весной активность арендаторов, сделок по переезду не так много. В основном принимают решения о переезде компании среднего размера, которым требуется офис площадью 200–500 м2. При таких площадях вложения в отделку не очень существенны, поэтому издержки от переезда перекрываются выгодами от улучшения финансовых условий. Для более крупных компаний переезд является уже более затратным мероприятием, и многие арендаторы принимают решение остаться в бизнес–центре при условии снижения арендной ставки в нем.

Автор: Мария Мокейчева
Источник:Деловой Петербург, "Средняя активность", 24.09.2015