рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Источник постоянного дохода
Инвестиции в бизнес–центры могут идти по двум направлениям. Если говорить о покупке офисного центра в качестве готового бизнеса со стабильным денежным потоком, то это достаточно привлекательная инвестиция. «Бизнес–центр, полностью заполненный арендаторами, с которыми заключены «длинные» договоры аренды по рыночным арендным ставкам, — прекрасный объект для вложения средств», — отмечает генеральный директор East Real Альберт Харченко. По его словам, офисным центром менее затратно управлять, чем торговой недвижимостью.
Вложения в строительство бизнес–центров ведутся довольно активно, о чем свидетельствует высокий объем предложения, который появится на рынке к концу 2013 года — еще около 150 тыс. м2 (всего 245 тыс. м2 в течение 2013 года, по данным Colliers International).
Правда, по словам экспертов, этот интерес в основном сосредоточен среди сетевых девелоперов, которые изначально уверены в быстром и качественном заполнении своих бизнес–центров и не планируют быстрый выход из проектов.
Окупаемость вложений в этот сегмент коммерческой недвижимости зависит от многих факторов. Однако в среднем бизнес–центры не окупаются раньше чем за 8 – 11 лет.
«Чтобы окупить одни только затраты на строительство, которые лежат в диапазоне от 55 до 90 тыс. рублей за квадратный метр, потребуется не менее 4 – 5 лет, — рассказывает вице–президент компании STEP Юрий Иоффе, — а если добавить расходы на покупку земли, инфраструктуру и операционные издержки, то этот срок увеличивается вдвое».
Дмитрий Золин, управляющий директор сети бизнес–центров «Сенатор», называет рынок офисов в Петербурге низкодоходным, но стабильным.
«Негативно отразиться на стабильности рынка могут только сильные финансовые по трясения, которые, как говорится, потащат вниз арендаторов», — отмечает он.
Срок окупаемости бизнес–центра может сократиться в случае, если начнется быстрый рост арендных ставок. Правда, предпосылок для этого в настоящее время немного.
2013 год стал одним из самых активных периодов с точки зрения введенных офисных квадратных метров, он может побить даже показатели докризисного 2008 года.
Вывод новых объектов на рынок спровоцировал рост доли вакантных площадей.
По данным Colliers International, в III квартале 2013 года объем свободных площадей увеличился с 7,8 до 9,7 %. На конец сентября 2013 года в офисных центрах классов А и В насчитывалось около 180 тыс. м2 свободных площадей. «Как результат — резкое повышение конкуренции, — объясняет директор по развитию бизнеса ГК «Портал групп» Иван Евдокимов, — в сложившейся ситуации свежие объекты с качественной локацией повышают свою ликвидность, а морально устаревшие здания или бизнес– центры, удаленные от центра города, приносят все меньшую доходность». Таким образом, в целом по рынку в ближайшее время особого роста арендных ставок не ожидается.
Разделение рынка приводит к тому, что в поле зрения инвесторов в основном находятся объекты с качественной локацией и прогнозируемой доходностью, заполняемость которых приближена к 100 %.
По словам Дмитрия Золина, инвесторы, которые присутствуют сейчас на рынке, консервативны, случайных игроков здесь практически нет. Иван Евдокимов считает, что на рынке также представлены девелоперы с единичными проектами. В основном здесь работают российские инвесторы. Что касается иностранных компаний, то им пока более интересны жилая и торговая недвижимость, которые отличаются большей доходностью. При этом сделок немного. По словам Альберта Харченко, в основном это сделки по покупке бизнес–центров для собственных нужд. Например, покупка ББР Банком здания на Харьковской ул. у ВТБ для создания филиала и покупка Банком расчетов и сбережений здания на Полтавской ул. Недавно было заявлено о сделке между «ЛСР» и Fort Group. Однако говорить о тенденции повышения инвестиционной активности пока не приходится.