рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Разведчика в комитете по транспорту может сменить герой-чекист
Александр Воробьев проработал в должности главы комитета по транспорту чуть более двух лет: он пришел в Смольный в августе 2013 года, сменив Станислава Попова. Он был стопроцентным «варягом», всю жизнь проработав в столице: сначала – замначальника департамента транспорта Москвы, а потом – министром транспорта Московской области.
Собеседники «Фонтанки» в городском правительстве всегда называли его креатурой вице-губернатора Игоря Дивинского, с которым Воробьева объединяет военный опыт: оба служили в Афганистане (Воробьев – в разведке) и были там ранены. При этом непосредственными кураторами Воробьева были другие вице-губернаторы: первоначально – Олег Марков, а с осени 2014 года – Игорь Албин.
По сути Воробьев так и остался столичным жителем, в Москве живет его семья, и на выходные чиновник всегда старался уезжать к ней. В беседах со своими подчиненными он жаловался на такой образ жизни, а в последнее время – все чаще высказывал намерение вернуться обратно. Недавно он нашел работу в Москве в одной из силовых структур и, после всех согласований, написал заявление об уходе. В среду, 28 октября, его принял губернатор Георгий Полтавченко и поставил свою подпись под этим заявлением.
Что оставляет после себя Воробьев? Свою работу он начал с попытки сделать петербургскую транспортную систему похожей на московскую. Так, он предложил оснастить все автобусы, трамваи и троллейбусы турникетами. Поставщиками тестового оборудования должны были стать те же самые фирмы, которые ранее оснастили барьерами наземный транспорт столицы. Однако после протеста общественности комитет отказался от этого намерения.
Александр Воробьев также заявил о желании постепенно отказаться от маршруток и сделать все автобусы социальными. В Москве первые маршрутки появились совсем недавно, и шныряющие по городу «пазики» были явно в новинку бывшему замначальника департамента транспорта столицы. В качестве эксперимента комитет ликвидировал несколько коммерческих линий в Колпинском районе. Однако на этом реализация проекта застопорилась, в том числе – из-за слишком высокой цены вопроса и необходимости увеличивать размер бюджетной субсидии.
Зато были полностью испорчены отношения с крупнейшими частными перевозчиками, вроде «Питеравто» и «Третьего парка». Их также возмутило, что комитет не стал продлевать договоры с коммерческими предприятиями на целый ряд прибыльных маршрутов, в первую очередь тех, которые следуют по Лиговскому проспекту. Данные линии были включены в стратегическую «обеспечивающую транспортную сеть» и по умолчанию достались «Пассажиравтотрансу».
Это настолько возмутило маршруточников, что они затеяли тяжбу со Смольным и добились отмены самого понятия «обеспечивающая транспортная сеть» в Арбитражном суде. Теперь «Пассажиравтотранс» не может получать маршруты без конкурса, что ставит под угрозу само существование государственного предприятия: теоретически после торгов он может остаться без работы. Однако комитет вовремя подстраховался, и в 2014 году перезаключил договоры на 140 социальных линий сроком на пять лет. Таким образом, конкурсы состоятся только в 2019 году.
Впрочем, никакого катастрофического провала в работе городского транспорта при Александре Воробьеве не произошло. Отчасти это связано с тем, что он не стал перетягивать в комитет «варягов». Все назначенцы Воробьева давно работают в Петербурге. Так, глава «Пассажиравтотранса» Андрей Лызин долгое время был зампредом комитета по транспорту. Глава ГКУ «Организатор перевозок» Владислав Самойлов является выходцем из «Горэлектротранса». Оттуда же пришла в комитет и первый зам Елена Осинцева.
Именно она и будет исполнять обязанности председателя до назначения нового руководителя. Хотя до последнего собеседники «Фонтанки» говорили о том, что приставку «и.о.» получит другой первый зампред – 53-летний Александр Головин. Он пришел в комитет несколько недель назад. Как утверждают собеседники в правительстве, он является давним знакомым губернатора Георгия Полтавченко и получил должность зампреда по его приглашению.
Градоначальник начинал свою службу в КГБ с должности оперуполномоченного по обеспечению безопасности на транспорте аэропорта Пулково. Там же трудился и Головин: сначала он возглавлял службу бортпроводников, а потом перешел в КГБ, в подразделение по борьбе с воздушным терроризмом.
В официальной биографии Полтавченко указано, что он «участвовал в мероприятиях по предотвращению угонов самолетов». С угоном связан и самый известный эпизод из биографии Александра Головина. В марте 1991 года в Пулково приземлился самолет Ан-24, выполнявший рейс Котлас – Ленинград. На борту находились 43 человека. Экипаж сообщил наземным службам, что на борту находится террорист, который требует выполнить полет в Стокгольм. При себе он имел самодельное взрывное устройство, закамуфлированное под радиоприемник.
С террористом начались переговоры. Первоначально удалось договориться, что в обмен на женщин и детей на борт будут доставлены карты и иная документация для выполнения международного рейса. После этого начался второй раунд переговоров, в ходе которого было достигнуто соглашение: террорист отпускает оставшихся 16 заложников (мужчин), а на борт пускает главного штурмана Пулково, имеющего опыт заграничных рейсов. Роль штурмана играл Александр Головин.
Экипаж и «штурман» покинули самолет через форточку кабины. Террорист, оставшись один, привел самодельное взрывное устройство в действие и погиб. За данную операцию чекист Головин был награжден орденом «За личное мужество».
Впоследствии Александр Головин работал заместителем директора Пулково по авиационной безопасности. В 2004 году стал директором аэропорта. В конце 2005 года покинул этот пост. С 2007 по 2009 год был руководителем ОАО «Международный аэропорт Сочи». С 2012 года возглавлял ОАО «Международный аэропорт Волгоград». В 2010 – 2012 годах трудился в «Олимпстрое» – в дирекции по координации проектирования и строительства объектов транспортной инфраструктуры и организации строительства. Напомним, что деятельность «Олимпстроя» координировало Министерство регионального развития, которое возглавлял вице-губернатор Игорь Албин.
Официально Александр Головин сейчас курирует в комитете по транспорту деятельность все того же аэропорта Пулково и подготовку к чемпионату мира. Некоторые источники «Фонтанки» считают, что после знакомства с делами он и получит пост председателя. В числе возможных кандидатов называют и бывшего федерального инспектора Костромы Павла Федосеева. Последний якобы является креатурой вице-губернатора Игоря Албина.