рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
ЦБ РФ классифицировал обналичку
Основным способом обналичивания, по данным Банка России, остается выдача средств со счетов и платежных карт физических лиц. В 2017 году так было «отмыто» 152 млрд рублей. Еще 135 млрд вывели через корпоративные пластиковые карты или путем снятия компаниями наличных для различных, возможно вымышленных, целей. Перевод через индивидуальных предпринимателей использовался только в 5 процентах «обналички».
Каждая пятая операция по выводу средств за рубеж проводилась при «помощи» Федеральной службы судебных приставов. Такая схема предусматривает подачу иностранной компанией в третейский или даже государственный суд иска о взыскании мнимой задолженности с российского партнера по вымышленному контракту, получение легального решения и исполнительного листа. Не выполнять их приставы не вправе. Инициированный Министерством юстиции РФ законопроект, допускающий перевод взыскиваемых в рамках исполнительного производства средств на счета только российских банков, пока не принят (АПИ писало о его разработке – Вывод капиталов за рубеж через приставов ограничат).
Популярными способами вывоза активов остаются авансирование импортных операций, оплата услуг, перевод по сделкам с ценными бумагами, а также импорт товаров в рамках Таможенного союза (то есть без фактического контроля на границе) и с использованием льготных режимов.
Банк России сообщает о так называемых «транзитных операциях повышенного риска», предшествующих обналичиванию или выводу средств за границу. Нередко в ходе таких сделок меняется основание платежа и «добавляется» НДС. Чаще всего для этого используется схема закупки наличности у торговых компаний или туристических фирм, а также сделки с металлоломом и ювелирными изделиями. Всего в 4 процента регулятор оценивает объем сомнительных операций, проводимых платежными агентами (продажа наличных владельцами терминалов).
Противодействием легализации полученных преступным путем доходов и финансированию терроризма занимается специальный межправительственный орган (FATF), а в России – Федеральная служба финансового мониторинга (так называемая «финансовая разведка»). Однако основное бремя выявления сомнительных операций возлагается на банки и иные финансовые учреждения. Причем подозрительными считаются любые сделки, если их содержание не соответствует экономическому смыслу. Поэтому многие кредитные организации лимитируют перечисление средств частным партнерам корпоративных клиентов, объем снятия наличности и так далее. Также закон делегирует банкам право приостанавливать спорные операции, блокировать и закрывать счета «подозрительных» клиентов и так далее
Согласно последнему отчету Росфинмониторинга, им было пресечено обналичивание на 11,2 млрд рублей и сделки по выводу средств за рубеж на 1,1 млрд рублей. Объем сомнительных операций, проводимых страховщиками, оценивается в 17,7 млрд рублей, через ФГУП «Почта России» – 6 млрд рублей, банками «заморожены» сделки на 300 млрд рублей. Также кредитным организациям представлено около 700 тысяч сообщений об отказах в обслуживании порядка 350 тысяч «подозрительных» клиентов.