выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Бросать организации стало накладно

11.04.2018Бизнес (5669)
Конституционный суд подтвердил право ФНС отказывать предпринимателям в регистрации и покупке долей юридических лиц при наличии у них брошенных ранее организаций, исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как недействующие.

Бывшие владельцы не погасивших налоговую недоимку компаний обоснованно ограничены в правах на регистрацию новых организаций. К такому выводу пришел Конституционный суд России.Принятый в 2015 году федеральный закон разрешил Федеральной налоговой службе отказывать в регистрации юридических лиц из-за «старых грехов» их учредителей. В частности, такого права теперь лишены владельцы контрольного пакета компаний, имевших задолженность по налогам и исключенных из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) как недействующие. Такой запрет действует в течение трех лет.


Предусмотренные вступившим в силу с 1 января 2016 года законом меры были применены в том числе к Владимиру Долженко, который пытался зарегистрировать в Москве ООО «Мегатрансстрой». Фискальное ведомство напомнило бизнесмену, что ранее он был единоличным владельцем ООО «Фактор-2», ООО «Эгида» и ООО «Бизнес Консалтинг». Эти организации, не погасив задолженность по налогам, были исключены из ЕГРЮЛ в 2014-2015 годах как фактически прекратившие свою деятельность. Схожие решения налоговики приняли в отношении пытавшейся купить долю в ООО УК «Жемчужина» Елены Нагайцевой и решившего возглавить ООО «Либретто» Дмитрия Митина. Арбитражные суды, в которые обратились бизнесмены, признали решения налоговой службы об отказе в регистрации законными и обоснованными.


В поданных в Конституционный суд России жалобах граждане утверждали, что спорная норма федерального закона ограничивает их право на использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской деятельностью. Причем такой запрет вводится во внесудебном порядке. Кроме того, в делах Елены Нагайцевой и Дмитрия Митина имело место придание закону обратной силы, так как на момент совершения де-факто вменяемых им проступков (неуплата налогов принадлежащими компаниями) он еще не действовал.Но служители Фемиды отклонили доводы бизнесменов, признав введенные ограничения обоснованными: «Указанное правовое регулирование направлено на защиту прав третьих лиц, чьи права и законные интересы могут быть нарушены при использовании недостоверных сведений. Одним из механизмов обеспечения достоверности сведений в ЕГРЮЛ выступает установленный оспариваемой нормой временный запрет на создание новых юридических лиц и на участие в управлении существующими юридическими лицами для тех граждан, которые ранее проявили недобросовестность, уклонившись от совершения необходимых действий по прекращению юридического лица в предусмотренных законом процедурах ликвидации или банкротства, что может также означать уклонение от исполнения обязательств перед кредиторами», – отмечается в определении суда.


Также высшая инстанция пришла к выводу о возможности применения нового закона в отношении учредителей, допустивших проступки до вступления его в силу: «Принимая во внимание конституционно значимые цели равной защиты прав и законных интересов участников гражданского оборота от проявлений недобросовестного поведения, имевших место как до 1 января 2016 года, так и после указанной даты, оспариваемое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее принцип недопустимости придания обратной силы нормам, ухудшающим положение граждан», – заключил Конституционный суд России.


За ряд связанных с управлением компаниями административных правонарушений (в том числе представление в ЕГРЮЛ недостоверных данных, необъявление организации несостоятельной или иные неправомерные действия при банкротстве) руководители могут дисквалифицироваться на срок до трех лет. Внесенные в такой «черный список» граждане лишаются права занимать должности в государственных и частных организациях.


По данным Федеральной налоговой службы, в 2017 году в России было зарегистрировано 411 тысяч новых юридических лиц, тогда как 547 тысяч признали недействующими. В реестр дисквалифицированных лиц внесено более 9,1 тысячи человек, за минувший год такому наказанию подверглись 8,4 тысячи должностных лиц. В арбитражные суды учредители обжаловали 1,2 тысячи решений об отказе в регистрации, каждое пятое было признано незаконным.