рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
За электронные трудовые книжки заплатит работодатель
В июне вице–премьер правительства России Ольга Голодец сообщила, уже в январе 2018 года — через полгода — в России может заработать система электронных трудовых книжек. Сейчас Минтруд активно работает над этим, объяснила она и отметила, что переход на электронные трудовые книжки не будет резким: можно будет пользоваться как бумажными, так и виртуальными документами.
Бумажные трудовые книжки были введены Кодексом законов о труде (КЗоТ) в 1918 году. Спустя 4 года новый КЗоТ РСФСР упразднил этот документ, заменив трудовые книжки сначала на расчетные, а затем на трудовые списки.
Книжки вернулись в СССР 15 января 1939 года. Об отказе от бумажных книжек активно заговорили спустя 72 года: впервые такое предложение прозвучало в 2011 году на конференции Александра Сафонова, на тот момент он занимал пост замглавы Минздравсоцразвития. Планировалось, что трудовой стаж всех работников будет занесен в компьютерную базу, что позволит начислять пенсию в автоматическом режиме и упразднить сам документ. После многолетних дискуссий книжку решили не отменять совсем, но ввести электронную форму документа — и то по желанию. Предполагается, впрочем, что в конце концов бумажные книжки исчезнут: сейчас разрабатывается законопроект о полномасштабном переходе на электронный вариант, который будет проходить медленно и в несколько этапов.
Если плюс электронный книжки для сотрудника лежит на поверхности — она исключает потерю сведений о стаже и опыте работы, то для работодателя выгода перехода на электронку не так очевидна. По мнению Минтруда, электронный кадровый документооборот снизит издержки работодателей. Но не все работодатели в это верят, как минимум потому, что техническая сторона подобной системы пока остается загадкой, а значит, теоретически слабых мест в ней может быть много.
"От введения электронной версии трудовой книжки преимущество получает только сотрудник, — считает Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании "ЭНСО". — У нас во всем логика одна: государство приняло решение — бизнес платит. Так что работодателю стоит ждать удорожания трудовой книжки". Посчитать цену, которую работодатель заплатит за оцифровку книжки, сейчас невозможно, говорят специалисты: Минтруд не дал достаточно вводных, чтобы решить это уравнение.
Елена Михалевич, адвокат коллегии адвокатов города Москвы "Барщевский и партнеры", напоминает, что по закону без электронно–цифровой подписи использовать электронный документооборот нельзя: в среднем одна цифровая подпись обходится работодателю в 300–400 рублей. Таким образом, издержки для перехода на новую систему быстрее других почувствуют небольшие компании, а также работодатели — физические лица. "Для них введение электронных трудовых книжек может повлечь обременительные затраты, начиная с оснащения необходимой техникой, позволяющей работать в системе, и заканчивая получением электронной цифровой подписи", — говорит она.
Сторонники внедрения электронных трудовых книжек объясняют, что работодатель как минимум сэкономит на кадровике: для хранения и правильного ведения бумажной книжки требуется специальный человек, а для ввода данных в компьютер отдельный специалист вряд ли будет нужен. Впрочем, и это будет зависеть от того, как именно будет работать платформа для этих книжек и как долго просуществуют оба варианта книжек. "Возможно, никакой удобной интеграции не будет предусмотрено, и тогда специалисты будут вносить данные в две системы: бумажную и электронную", — говорит Галина Пташкина, директор по персоналу компании Imperial Tobacco. А значит, отказаться от сотрудника не получится. В таком случае, замечают оптимисты, работодатель уменьшит свои издержки другим способом.
Трудовые книжки "на бумаге" требуют место для хранения и могут пострадать от неправильных условий хранения или аварий (в этом случае обязанность работодателя — восстановить все трудовые книжки). Электронная база в этом плане гораздо надежнее и безопаснее, считает Наталья Краснова, директор по развитию Института МИРБИС. "Единая электронная база трудовых книжек также поможет проверке данных при приеме на работу, которые соискатели часто искажают", — говорит эксперт.
Кроме того, работник не сможет работать по двум трудовым или подделывать их, считает Ирина Андрианова, директор по персоналу "АВВА РУС". "Так что расходы на ведение электронных трудовых книжек окупятся повышением безопасности бизнеса, — уверен Роман Алехин, владелец ГК "Орто–Доктор". — Особенно если из портала, где будут храниться все книжки, можно будет делать запрос прежним работодателям".