рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Власть заявила о максимальной открытости для бизнеса
Вы возглавили комитет финансов Петербурга в феврале 2015 года, когда экономический кризис уже начался. Сомневались ли, перед тем как принять предложение? — Нет, я нисколько не сомневался при принятии этого решения. Наоборот, на мой взгляд, работать в период турбулентности интереснее, это вызов. Я ответственности не боюсь и настроен решать амбициозные задачи.
Какие задачи при вступлении в должность перед вами ставил губернатор Георгий Полтавченко?
— Самое главное, на что меня ориентировал Георгий Сергеевич, — верой и правдой служить городу и горожанам. Если конкретнее, то он говорил о необходимости постоянной работы по повышению эффективности бюджетных расходов, по поиску новых доходных источников. Еще одна задача — повышение инвестиционной привлекательности города, взаимодействие с инвесторами. Наш комитет будет вести эту работу, потому что предсказуемая финансовая, налоговая, бюджетная политика — это те критерии, по которым инвесторы оценивают город. Мы будем стараться быть максимально открытыми для бизнеса. По любым вопросам, которые будут возникать у инвесторов, рассматривающих город с точки зрения инвестиционной площадки, готовы помогать в пределах компетенции нашего комитета.
Как восприняли отказ Министерства финансов согласовать ваше назначение?
— Для меня это было неожиданным. Но к этой новости отнесся совершенно спокойно. Решение о моем назначении принимал Георгий Сергеевич. До тех пор пока от него не поступит иных распоряжений, я буду работать в статусе председателя комитета финансов и ориентироваться на цели и указания, которые губернатор поставил передо мной при назначении.
Единственной претензией Минфина стало отсутствие трехлетнего стажа работы на руководящих должностях. Через полгода, когда у вас будет наработан необходимый стаж, будет повторное обращение в Минфин за согласованием? — Я не исключаю такой возможности. Корректировка городского бюджета на 2015 год стала первым проектом, подготовленным под вашим руководством. Она предусматривает сокращение расходов на 5 %. Чем руководствовались при урезании расходов?
— Мы выбрали приоритеты для наших расходов. Принципиально важные расходы связаны с социальным обеспечением, со здравоохранением, с образованием. Часть расходов, не являющихся первостепенными, мы посчитали возможным сократить. Это средства, заложенные на проведение праздников, форумов. Пытались найти дополнительные источники, речь идет об экономии на проведенных в I квартале 2015 года конкурсах. По ряду объектов адресной инвестиционной программы пошли на уменьшение расходов и частичный перенос финансирования на более поздние годы. При этом по нескольким объектам адресной инвестиционной программы увеличиваются объемы ассигнований. По пяти школам были приближены сроки завершения строительства, чтобы ввести их в эксплуатацию до конца года. Кроме того, планируем начать строительство знаковых объектов культуры, например Центра современного искусства имени Сергея Курехина. Эти новые объекты привели к необходимости выделения дополнительных средств. Кроме того, серьезные средства выделены на закупку лекарств, на поддержку бизнеса, на программу импортозамещения, на программу занятости жителей Петербурга, что позволит нам использовать федеральные средства. Корректировка учитывает недавно принятое постановление правительства Петербурга об утверждении программы устойчивого развития города и социальной стабильности.
Корректировка предполагает значительное, на 12,5 млрд рублей, снижение сборов по налогу на доходы физлиц. Вы прогнозируете массовые сокращения и рост безработицы?
— В абсолютном выражении к уровню 2014 года у нас все равно сохраняется рост поступлений по этому налогу на 4 %. Говорить о том, что в Петербурге будут массовые сокращения персонала, на мой взгляд, нецелесообразно. Конечно, какие– то сокращения будут, но практика показывает, что высококвалифицированные специалисты всегда смогут найти работу в других компаниях. На сборы по НДФЛ больше влияет другой фактор: сокращение средней заработной платы по экономике. Изначально, при принятии бюджета на 2015–й и плановый 2016/17 год мы ориентировались на то, что в этом году средняя зарплата составит 45,4 тыс. рубля. По уточненному прогнозу, средняя зарплата снизится до 43,4 тыс. рубля.
За январь–февраль поступления по налогу на прибыль упали по сравнению с тем же периодом 2014 года на 2 млрд рублей. Какой прогноз по сборам налога на прибыль за весь год?
— Я думаю, что по итогам года снижение поступлений составит около 13 млрд рублей, это обусловлено замедлением темпов развития экономики города. Сейчас ситуация стабилизируется, поэтому падение поступлений по налогу на прибыль не будет носить катастрофического характера. В апреле, когда мы получим данные за I квартал, возможно, будет корректировка по объему доходов, и мы учтем их в поправках ко второму чтению законопроекта. Каждый день комитетом проводится анализ информации, сколько средств поступило в бюджет города. Если говорить по отраслям, то обрабатывающая промышленность чувствует себя стабильно. Ситуация в строительной отрасли в этом году и во время кризиса в 2009 году диаметрально разная. Тогда девелоперы замораживали проекты, а сейчас они пытаются быстрее закончить все стройки, которые уже начаты. В этом году существенное снижение наблюдается по табачной промышленности и производству пива. Они приносят в бюджет не только НДФЛ, налог на прибыль и имущество, но и акцизы. По этим кампаниям есть определенная обеспокоенность, поскольку объемы производства падают из года в год.
При урезании расходов мало шансов, что к концу года комитеты не сумеют освоить значительную часть средств, которую традиционно направляли на покрытие дефицита бюджета, и в итоге откажутся от заимствований. Прогноз на этот год — будете ли размещать облигации?
— Если посмотреть на статистику с 2008 года, неисполнение бюджета — минимум на 5 %. Лучший показатель исполнения был достигнут в кризисный 2009 год, когда в Петербурге было три корректировки бюджета. Чем больше корректировок, тем выше точность прогноза. В этом году постараемся обойтись только одной корректировкой, соответственно, определенный процент неисполнения расходов у нас будет. Зачастую неисполнение обусловлено объективными причинами. Остатки на счетах будем направлять на покрытие дефицита. В этом году он достаточно большой — 54 млрд рублей. Мы уже подали заявку в Министерство финансов на получение бюджетного кредита. Будем стараться защитить нашу заявку по максимуму, но конкуренция среди регионов большая. Решение о выходе на открытый рынок будет принято ближе к концу года, когда станет понятен объем исполнения расходов и известно решение Минфина о выделении денег. Я думаю, что в этом году занимать все–таки придется, будем выпускать государственные облигации.
Правительство Петербурга уже приняло антикризисный план, недавно КУГИ заморозил рост арендных ставок. На рассмотрение городского парламента внесен целый пакет законопроектов, направленных на поддержку бизнеса в кризис. В частности, предлагается снижение ставки по налогу на прибыль и налогу на имущество и УСН. Вы считаете оправданным принятие законов, которые приведут к выпадающим доходам бюджета?
— Комитет финансов занимает взвешенную позицию. Сейчас рассматривается вопрос о введении налоговых каникул для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, предприятий, мы просчитываем эффект от введения таких льгот. Даже если придется отказаться от части доходов, тот эффект, который можем получить за счет сокращения безработицы, увеличения самозанятости и повышения платежеспособного спроса, может превысить потери. Мы просчитали и все предложения Законодательного собрания. Даже в кризис льготы не должны предоставляться просто так, они должны иметь под собой четкую цель. Если льгота не стимулирует к развитию, мы понимаем, что просто лишаемся доходов бюджета. Поэтому не поддерживаем предложение о льготах по налогу на имущество для компаний, которые сохраняют численность персонала на уровне прошлого года. Другой пример: предложение по снижению ставки налога на прибыль для подрядчиков по госзаказу. Мы и так рассматриваем государственный заказ как подспорье для бизнеса. Губернатор поручил сместить приоритеты с закупок за рубежом и в других регионах на закупки у петербургских производителей. Это даст возможность нашим предприятиям получать больший объем заказов и увеличивать выручку.
Недавно губернатор заявил о сокращении фонда оплаты труда для петербургских госслужащих на 10 %. Как отнеслись к идее спикера Законодательного собрания сократить зарплаты депутатов? — Положительно. В этом году была создана комиссия по анализу эффективности бюджетных расходов в Петербурге. Когда она начнет работу? Какие ее предложения будут учитываться при работе над бюджетом 2016 года?
— Комиссия должна заработать в ближайшее время, возглавит ее Георгий Полтавченко, в нее войдут и депутаты, и представители комитета финансов. На этой комиссии будут рассматриваться государственные программы Петербурга. Жизнь не стоит на месте, необходимо провести ревизию этих программ. Выбрать, какие расходы для нас приоритетны, от каких можно отказаться. Работа будет очень интересная: узнать мнение исполнителей программ, депутатского корпуса и на основе открытого диалога принять решение, в каком направлении наш город будет двигаться дальше. Решения комиссии будут учтены в бюджете на следующий год.