рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Слабое оптовое звено
Российский оптовый бизнес захлестнула волна банкротств и ликвидаций. По данным сайта Арбитражного суда Петербурга и Ленобласти, только за I квартал 2015 года к оптовым компаниям подано более 90 банкротных исков, из них только за март — более 40. Проблемы испытывают такие крупные торговые дома, как «Садко», «Тальберг», «Герон», «Первая холодильная компания» и многие другие из разных сфер торговли — продуктовые и непродовольственные. Эксперты считают, что Россия повторит путь Запада и оптовое звено со временем исчезнет из торговой цепочки.
«ДП» обзвонил 30 оптовых компаний, получивших в этом году иски о банкротстве. В 20 фирмах телефоны оказались отключены или переоформлены уже на другие организации. Представители остальных отказались общаться с прессой, сославшись на разные причины. Проблемы у оптовых и дистрибьюторских компаний начались с середины прошлого года, а обострились осенью, когда вырос курс основных иностранных валют. В череде банкротств первыми рухнули импортеры — федеральный импортер и дистрибьютор охлажденной и свежемороженой рыбы «Атлант–пасифик», задолжавший партнерам около 2 млрд рублей, и структуры «Русьимпорта», крупного поставщика элитного алкоголя и табака в России.
Российские импортеры находятся практически в патовой ситуации: зарубежные партнеры перестали отгружать товар с отсрочкой платежа, а банковские кредиты стали недоступны. Нынешняя ситуация напоминает кризис 2008 года, когда выдача кредитов бизнесу также приостанавливалась и поставщики не могли выполнять обязательства перед ретейлерами. Многим из них в итоге пришлось покинуть рынок. В марте с петербургского рынка зоокормов ушел один из крупнейших оптовиков — компания «Ротонда» (входит в ГК «Раритет»), работающая с 1999 года. Кроме дистрибуции «Ротонда» занимается производством кормов для животных и продуктов питания (ТМ MonAmi, «Оскар» и «Трапеза»). В «Ротонде» сообщили, что компания решила сосредоточиться на развитии производства и работе двух других оптовых направлений — продуктов питания и алкоголя. Подан иск о банкротстве к одному из крупнейших цветочных оптовиков ЗАО «Пулково–Цветы». Гендиректор компании Алексей Стареньков сообщил, что проблема имела сезонный характер. «Мы обычно в низкий сезон берем кредиты, чтобы пережить зиму. А осенью 2014 года мы не смогли получить кредит из–за кризиса», — уточняет он. В связи с этим у предприятия возникли задолженности по налогам и сборам, что и породило иск о банкротстве. На данный момент задолженность частично погашена. График дальнейших выплат с Пенсионным фондом согласуется, уверяет Алексей Стареньков.
Участники розничного рынка уверены, что оптовое звено, которому они отдают от 5 до 30 % маржи, скоро исчезнет с рынка. «Оптового звена в том виде, в котором оно существует сегодня в России, нигде в мире больше нет», — говорит управляющий партнер Management Development Group Inc Дмитрий Потапенко. Эксперт прогнозирует, что со временем функции таких компаний перекочуют в соответствующие департаменты сетевых ретейлеров и 3PL–операторам (с англ. «трехсторонняя логистика»). Речь идет о компаниях, предоставляющих комплекс логистических услуг. Дмитрий Потапенко уверен, что, как везде в Европе, мелкая розница должна быть нишевой и предлагать уникальный товар, а не тот же ассортимент, что и крупные сети.
В группе компаний «220 Вольт» рассказали, что в сегменте DIY с 2005 года количество оптовых компаний в Петербурге сократилось примерно в 5 раз. Рынок приближается к стандартам Европы и США, где крупные производители работают с сетями напрямую. По мнению исполнительного директора сети «Метрика» Константина Цивина, число оптовиков должно сокращаться, но из–за того, что в России проблема заемных денег очень остра, оптовики–консолидаторы пока останутся. Такие компании скупают у российских производителей товар и поставляют его в розничные сети с отсрочкой платежа на 2–3 месяца, в отличие от производителей, требующих оплату по факту. Это ярко видно на рынке товаров деревообработки.
По мнению гендиректора «Вюрт Северо–Запад» Галины Васильевой, будущее есть у оптовых компаний, которые торгуют профессиональными товарами широкого ассортимента, предлагая послепродажный сервис. Электронные площадки их заменить пока не могут, так как нет унифицированной матрицы товаров и высок риск получить не то, что заказал, считает она. По мнению Алексея Старенькова, оптовики, у которых есть своя розница или же производство, могут гибко реагировать на изменения рынка, всем остальным придется тяжело. На алкогольном рынке наблюдается такая же тенденция.
По словам гендиректора НП «Клуб профессионалов алкогольного рынка» Максима Черниговского, на 1 января 2011 года число юрлиц, осуществлявших оптовую торговлю алкоголем на территории России, составляло 2,8 тыс. компаний, а сегодня их меньше 1 тыс. «Сегодня все без исключения федеральные ретейлеры увеличивают долю прямых закупок у производителей, сами импортируют товары из–за рубежа, расширяют ассортиментную представленность своих private label, — говорит Максим Черниговский. — Такая коммерческая политика сетей существенно, на 30 –40 %, повышает рентабельность их розничного бизнеса, но выводит из бизнес–системы услуги оптовых компаний».
В России большое число оптовиков объясняется относительно низкой долей сетевой торговли в общем розничном обороте страны. В Европе такие компании тоже существуют, но в значительно меньшем количестве. С развитием сетевого ретейла и в России доля оптовиков будет сокращаться. Пока же есть целые федеральные округа, где крупный ретейл вообще не представлен, например на Дальнем Востоке, поэтому оптовики там пока активно работают. Вал банкротств петербургских поставщиков — следствие того, что местный рынок розничной торговли развит значительно лучше, чем в регионах. Так, по оценке гендиректора «ИнфоЛайн–Аналитика» Михаила Бурмистрова, в России доля сетей по итогам 2014 года (с учетом продажи автомобилей и бензина) в общем обороте розничной торговли составила примерно 44 %.
Петербург с показателем 70–80 % приближается к Западной Европе, где доля сетей в общем обороте розницы колеблется от 60 до 90 % (в зависимости от страны).
Комментарии экспертов: Олег Солтанов, генеральный директор агентства эффективных закупок «Экспро».
Сегодня во многих сферах оптовики становятся ненужными. Компании стараются закупать товар напрямую. И производителям это тоже выгодно. Ведь оптовики забирают часть маржи, практически ничего не предлагая рынку, а их наценка 5–30 %. Если раньше оптовики брали на себя часть функций, связанных с дистрибуцией, например организовывали логистику, то теперь производители это делают сами и с меньшими издержками. Сегодня, например, многие ретейлеры до 50– 70 % овощей–фруктов импортируют самостоятельно, а остальную часть докупают в России у крупнейших импортеров, минимизируя риски. У ≪Магнита≫ департамент импортных закупок действует с 2009 года и активно ищет зарубежных поставщиков. А другие сети просто вынуждены идти за лидером, чтобы не проиграть в конкурентной борьбе.
Алексей Федоров, управляющий партнер ГК «220 Вольт».
В последние несколько лет российский рынок стал намного ближе по структуре к рынкам Европы и США. Крупные производители уже давно предпочитают работать с сетями напрямую, минуя дистрибьюторов. На западных рынках 100 % поставок в торговые сети осуществляют сами производители. На ситуацию огромное влияние оказал Интернет: именно он максимально сократил цепочку, вплотную приблизив производителя к конечному потребителю. Чаще всего производитель имеет собственный интернет–магазин, в котором пользователь также может совершить покупку. В последние годы на Западе в нашем сегменте DIY появился такой феномен, как van selling. Компания– производитель создает собственную логистическую службу, с помощью которой доставляет товар прямо на стройки. На месте осуществляется и продажа, и сервисное обслуживание, и даже ремонтные работы. Цепочку короче этой придумать сложно.