рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малый бизнес и кризис
О том, как малые петербургские компании переживут (или не переживут) кризисное время, эксперты высказываются очень неоднозначно. Одни уверяют, что закрываются торговые компании — из–за снижения покупательной способности населения, роста цен поставщиков, курсовой разницы — и малый бизнес перепрофилируется в небольшие производства. Те, кто уже работает в производственной сфере, относятся к таким прогнозам весьма скептично, ведь порог входа на рынок гораздо выше, чем в торговле и услугах, а кредиты стали уже не просто малодоступными, а запредельно дорогими.
Тем не менее владельцы множества малых компаний удивляют своей находчивостью и оптимизмом. На каждый «аргумент», который выдвигает сегодняшний рынок, они находят контраргументы.
В общепите снижается маржинальность — зато освободилось много помещений, в том числе на центральных улицах города. И для небольших фастфудов, нередко организованных начинающими предпринимателями на собственные средства, возможность поработать на центральных улицах города — не только способ заработка, но и отличная реклама. И даже если спустя полгода или год арендная плата на Невском проспекте станет для рестораторов непосильной, их логотип запомнят сотни ежедневно ходивших мимо петербуржцев и туристов.
Например, именно в кризисное время в центральных районах города начали открываться совсем маленькие точки общепита. Это и проекты известных рестораторов — винный бар Кати Бокучавы без горячих блюд и фастфуд «Вредные лепешки бургусок», открытие которого обошлось Александру Затуливетрову всего в 200 тыс. рублей. Есть проекты начинающих рестораторов — второе бистро Pita's на Невском проспекте, вторая точка кофейни «Бери и беги» Алексея Яковлева и сразу несколько кофе–пойнтов, где разливают напитки навынос, а ставку делают на невысокие и круглые цены — 50, 100, 150 рублей.
В других отраслях у предпринимателей свои контраргументы на удары кризиса. Например, сельскохозяйственный бизнес страдает от роста цен буквально на все, как выразился глава ГК «Лосево» Эльдар Беглов: «От бензина и электричества до пластиковых бутылок, в которые мы разливаем молоко». Но при этом компания планирует построить ферму по выращиванию коров и предприятие по первичной мясопереработке за 400 млн рублей. И только вопрос о кредитах и их доступности все–таки подрывает оптимизм даже у самых азартных и смекалистых предпринимателей. Именно отсутствие дешевых денег для пополнения оборотных средств, считают предприниматели, станет причиной того, что многие компании все–таки не переживут кризис.