рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Второе дыхание данных
Петербургскому рынку услуг коммерческих дата–центров (обработка и хранение данных) предрекают почти двукратный рост в течение следующих 2 лет. Объем рынка в 2014 году составит $ 96 млн, а в 2016–м — уже $ 173 млн — таков прогноз MForum Analytics. Прогнозная оценка за 2013 год — $ 69 млн (13 % рынка РФ). Гораздо более скромные показатели сообщает агентство IKS–Consulting. Там петербургский рынок в 2013 году оценили в 1,4 млрд рублей ($ 42 млн, 16 % рынка РФ). Прогноз на 2014 год — 1,6 млрд рублей ($ 44 – 48 млн), на 2016–й — 2 млрд рублей ($ 56 – 61 млн). Таким образом, рынок за последующие 2 года увеличится всего на четверть. Средний его рост в ближайшие годы — 11 %.
Сами участники рынка оказались еще скромнее. «Оснований для большого роста нет. Пока что рынок прибавляет примерно 8 % в год», — говорит Игорь Ситников, генеральный директор компании «Миран». Это немного, но все равно выше телекоммуникационного рынка, который в 2013 году увеличился, по предварительным данным Минкомсвязи, на 6,4 %. Впрочем, даже 8 %–ный рост Игорь Ситников объясняет эффектом низкой базы. Большинство других старожилов петербургского рынка тоже не ждут чудес.
Зато Андрей Елисеев, директор недавно открывшегося в Петербурге дата–центра Stack Data Network (SDN), считает, что даже двукратный рост за 2 года — достижимая задача, уже есть предпосылки для ее выполнения.
«Будет принят ряд регуляторных мер: российские предприятия обяжут вернуть данные с заграничных серверов на родину (инициатива депутатов в отношении компаний с госучастием, госорганов, стратегических предприятий. — Ред.). Таких компаний очень много, и они крупные, — говорит Андрей Елисеев. — Поспособствует росту рынка и развитие федеральных программ вроде электронного правительства».
Но главное, отмечает Елисеев, у рынка огромный потенциал развития за счет клиентов из малого и среднего бизнеса, которые до сих пор плохо осведомлены об услугах дата–центров, не осознают риски потери данных. Андрей Елисеев рассчитывает решить эту проблему с помощью активного маркетинга (ранее он успешно справлялся с задачами продвижения в «ВымпелКоме» («Билайн») и МТТ).
«Мы ничем не уступаем Европе, США в развитии телекоммуникационных технологий: по потреблению услуг передачи данных, скорости интернет–доступа. Почему мы должны уступать в части пользования услугами дата–центров?» — рассуждает Елисеев. По его сведениям, проникновение услуг дата–центров в Петербурге на конец 2013 года составило всего 14 %. За рубежом этот показатель намного выше.
«В России только 20 % компаний пользуются коммерческими дата–центрами, в то время как в европейских странах — до 80 %, — подтверждают в нидерландской компании Linxdatacenter, которая представлена на петербургском рынке крупным центром обработки данных. — Использование услуг сдерживают такие факторы, как дефицит квалифицированного IT–персонала, отсутствие IT–стратегии и ограниченные бюджеты».
Андрей Елисеев считает, что в 2014 году на петербургском рынке услуг хранения и обработки данных появится около 3 тыс. новых клиентов. Он нацеливается примерно на треть от этого числа. Уже к середине лета SDN собирается выйти на уровень 100 новых клиентов в месяц. Такой скорости заполнения площадей местные игроки еще не знали. «Интерес к нашим услугам проявляют постоянно, но вот новых клиентов крайне мало. Появляется клиент — на него все налетают», — описывает ситуацию на рынке Игорь Cитников.
По словам отраслевых аналитиков, важность личных контактов никто не отменял — за счет них делают продажи наиболее успешные участники рынка. В отношении амбициозных планов новичка конкуренты высказываются скептически. «Клиенты мало заинтересованы быть первыми в новом дата–центре, — полагают в Linxdatacenter. — По независимой статистике, в первый год работы происходит в 3 раза больше инцидентов, чем в последующие. Поэтому конкуренция обострится, когда новый дата–центр докажет надежность процессов эксплуатации и обслуживания».
В Петербурге и пригородах около 40 средних и крупных коммерческих дата–центров, среди них по масштабам выделяются Linxdatacenter, сеть дата–центров «Селектел», SDN, «Миран». Огромный дата– центр в Колтушах, которым пользуется только «Вконтакте», не в счет. Почти везде есть свободные места. Тем не менее в прошлом году увеличил свои площади «Обит», о грядущем расширении сообщает «Смарт Телеком». «Миран» в начале 2014 года запустил второй дата–центр. «В основном происходит расширение под нужды имеющихся клиентов, — констатирует Андрей Гук, генеральный директор «Обита». — С нуля я бы сейчас не стал строить дата–центр: не вижу, как можно быстро вернуть инвестиции».
Как сообщает «Миран», цены на рынке в 2013 году не изменились. А с появлением нового игрока они даже поползли вниз, считают некоторые игроки рынка. «Дальнейший рост рынка без снижения цен невозможен», — объясняют в SDN.
Основной вклад в выручку операторов дата–центров вносит традиционная услуга colocation, то есть физическое размещение серверов. Но участники рынка надеются, что будут все более востребованы услуги, связанные с облачными технологиями, например аренда виртуальных серверов. Игорь Ситников допускает, что малый бизнес, который сейчас плохо покупает услуги дата–центров, «перешагнет через colocation сразу к аренде виртуальных серверов».
В «Селектеле» считают, что петербургские игроки конкурируют не только между собой, но и с иногородними, и с зарубежными компаниями. «В этом плане нам все равно, открывается ли новый дата–центр в Петербурге или Нью–Йорке», — говорит Олег Любимов, генеральный директор «Селектела». Но с этим мнением большинство участников рынка не согласно.
Для пользователей colocation, а это все–таки основная масса клиентов, близость дата–центра очень важна. Предприниматель хочет быть уверен, что в случае аварии его IT–специалисты смогут добраться до «железа» и решить проблему в сжатые сроки. Главные конкуренты дата–центров — это, как ни парадоксально, потенциальные клиенты, которые предпочитают держать серверы у себя в офисах.
Бизнес отказывается от привычек крайне неохотно. В этом плане появление нового игрока с агрессивной маркетинговой стратегией должно благотворно воздействовать на рынок.