выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Второе дыхание данных

26.03.2014Бизнес (5669)b2b (25)
Петербургский рынок услуг дата–центров зашевелился из–за нового агрессивного игрока. В то же время вместе с новичком пришло падение цен.

Петербургскому рынку услуг коммерческих дата–центров (обработка и хранение данных) предрекают почти двукратный рост  в течение следующих 2 лет. Объем рынка  в 2014 году составит $ 96 млн, а в 2016–м —  уже $ 173 млн — таков прогноз MForum  Analytics. Прогнозная оценка за 2013 год —  $ 69 млн (13 % рынка РФ). Гораздо более  скромные показатели сообщает агентство  IKS–Consulting. Там петербургский рынок  в 2013 году оценили в 1,4 млрд рублей ($ 42  млн, 16 % рынка РФ). Прогноз на 2014 год —  1,6 млрд рублей ($ 44 – 48 млн), на 2016–й —  2 млрд рублей ($ 56 – 61 млн). Таким образом, рынок за последующие 2 года увеличится всего на четверть. Средний его рост  в ближайшие годы — 11 %.

Сами участники рынка оказались еще скромнее. «Оснований для большого роста нет. Пока что рынок прибавляет  примерно 8 % в год», — говорит Игорь Ситников, генеральный директор компании «Миран». Это немного, но все равно выше  телекоммуникационного рынка, который  в 2013 году увеличился, по предварительным данным Минкомсвязи, на 6,4 %. Впрочем, даже 8 %–ный рост Игорь Ситников объясняет эффектом низкой базы. Большинство других старожилов петербургского рынка тоже не ждут чудес.

Зато Андрей Елисеев, директор недавно  открывшегося в Петербурге дата–центра Stack Data Network (SDN), считает, что даже двукратный рост за 2 года — достижимая задача, уже есть предпосылки для ее выполнения.

«Будет принят ряд регуляторных мер: российские предприятия обяжут вернуть  данные с заграничных серверов на родину (инициатива депутатов в отношении компаний с госучастием, госорганов, стратегических предприятий. — Ред.). Таких компаний очень много, и они  крупные, — говорит Андрей Елисеев. — Поспособствует росту рынка и развитие федеральных программ вроде электронного  правительства».

Но главное, отмечает  Елисеев, у рынка огромный потенциал развития  за счет клиентов из малого  и среднего бизнеса, которые до сих пор плохо осведомлены об услугах дата–центров, не осознают риски потери данных. Андрей Елисеев рассчитывает решить эту проблему с помощью активного маркетинга  (ранее он успешно справлялся с задачами продвижения в «ВымпелКоме»  («Билайн») и МТТ).

«Мы ничем не уступаем Европе, США в развитии телекоммуникационных технологий: по потреблению услуг передачи  данных, скорости интернет–доступа. Почему мы  должны уступать в части  пользования услугами дата–центров?» — рассуждает Елисеев. По его сведениям, проникновение услуг  дата–центров в Петербурге на конец 2013 года составило всего 14 %. За рубежом  этот показатель намного  выше.

«В России только 20 % компаний пользуются коммерческими дата–центрами,
в то время как в европейских странах —  до 80 %, — подтверждают  в нидерландской компании Linxdatacenter, которая представлена на петербургском рынке крупным центром обработки данных. — Использование услуг сдерживают такие факторы,  как дефицит квалифицированного IT–персонала, отсутствие IT–стратегии и ограниченные бюджеты».

Андрей Елисеев считает, что в 2014 году на петербургском рынке услуг хранения и обработки данных появится около 3 тыс. новых клиентов. Он нацеливается примерно на треть от этого числа. Уже к середине лета SDN собирается выйти на уровень 100 новых клиентов в месяц. Такой скорости заполнения площадей местные игроки еще не знали. «Интерес к нашим услугам проявляют постоянно, но вот новых клиентов крайне мало. Появляется клиент —  на него все налетают», — описывает ситуацию на рынке Игорь Cитников.

По словам отраслевых аналитиков, важность личных контактов никто не отменял — за счет них делают продажи наиболее успешные участники рынка. В отношении амбициозных планов новичка конкуренты высказываются скептически. «Клиенты мало заинтересованы быть первыми в новом дата–центре, —  полагают в Linxdatacenter. — По независимой статистике, в первый год работы  происходит в 3 раза больше инцидентов,  чем в последующие. Поэтому конкуренция обострится, когда новый дата–центр  докажет надежность процессов эксплуатации и обслуживания».

В Петербурге и пригородах около 40 средних и крупных коммерческих дата–центров, среди них по масштабам выделяются Linxdatacenter, сеть дата–центров «Селектел», SDN, «Миран». Огромный дата– центр в Колтушах, которым пользуется  только «Вконтакте», не в счет. Почти везде есть свободные места. Тем не менее  в прошлом году увеличил свои площади «Обит», о грядущем расширении сообщает «Смарт Телеком». «Миран» в начале 2014 года запустил второй дата–центр.  «В основном происходит расширение  под нужды имеющихся клиентов, — констатирует Андрей Гук, генеральный директор «Обита». — С нуля я бы сейчас не стал  строить дата–центр: не вижу, как можно  быстро вернуть инвестиции».

Как сообщает «Миран», цены на рынке  в 2013 году не изменились. А с появлением нового игрока они даже поползли вниз,  считают некоторые игроки рынка. «Дальнейший рост рынка без снижения цен невозможен», — объясняют в SDN.

Основной вклад в выручку операторов  дата–центров вносит традиционная услуга colocation, то есть физическое размещение серверов. Но участники рынка надеются, что будут все более востребованы услуги, связанные с облачными технологиями, например аренда виртуальных серверов. Игорь Ситников допускает, что малый бизнес, который сейчас плохо покупает услуги дата–центров, «перешагнет через colocation сразу к аренде виртуальных серверов».

В «Селектеле» считают,  что петербургские игроки конкурируют не только между собой, но и с иногородними, и с зарубежными компаниями. «В этом  плане нам все равно, открывается ли новый дата–центр в Петербурге или Нью–Йорке», — говорит Олег Любимов, генеральный директор «Селектела». Но с этим мнением  большинство участников  рынка не согласно.

Для пользователей colocation, а это все–таки основная масса клиентов, близость дата–центра очень важна. Предприниматель хочет быть уверен, что в случае аварии  его IT–специалисты смогут добраться до «железа»  и решить проблему в сжатые сроки. Главные конкуренты дата–центров — это, как ни парадоксально, потенциальные клиенты, которые предпочитают держать серверы у себя в офисах.

Бизнес отказывается от привычек крайне неохотно. В этом плане появление нового игрока с агрессивной маркетинговой  стратегией должно благотворно воздействовать  на рынок.

Автор: Жанна Журавлева
Источник:Деловой Петербург, "Второе дыхание данных", 01.04.2014