рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Почему верить — выгодно
Мы не верим друг другу и из–за этого занимаемся ерундой. Регулярно, бессмысленно, безнадежно и в особо извращенной форме. Это, увы, одна из наиболее очевидных примет отечественной деловой среды. Я уже не смеюсь, когда назначаю сам себя на должность директора своей компании, сам себе выписываю доверенности и заверяю справки с места работы, выданные мною мне же. Я не идиот и не шизофреник — я просто занимаюсь бизнесом в России. Меня уже не раздражает, что в банке, снимая наличные со счета компании, я, как школьник–двоечник, несколько раз переписываю чек из–за очередного дурацкого правила: то писать сумму в рублях прописью, а копейки — непременно цифрами, то переносить слова не по правилам русского языка, а обязательно заполняя строку до самого конца, и так далее. Мне уже не хочется знать, почему вход в любое офисное здание охраняется как режимный объ-ект и мне нужно заказывать туда про-пуск, иметь при себе паспорт и вызывать по внутреннему телефону провожатого из компании, в которую я иду. Мне иногда кажется, что на самом деле эта скромная контора торгует оружием или является прикрытием филиала ЦРУ в Петербурге.
В банке, в налоговой, в гостинице, на почте, в магазине, в поликлинике, в страховой, в госучреждениях мне не доверяют, заставляя обкладываться кучей бумаг. И я играю в эту игру. Готовлю бесчисленные справки, заполняю многостраничные заявления, жду, пока операционистка заполнит очередной формуляр, по несколько раз приезжаю в одно и то же учреждение из–за пустяковых ошибок. Я трачу на это время — свое или своих сотрудников. И оплачиваю каждую бумажку и зарплату каждого сотрудника, который эту бумажку проверяет.
Опросы показывают, что уровень доверия в нашей стране непрерывно падает: 74 % не доверяли никому в 2008 го-ду, 81 % — в 2011–м. В 2012 году сказать, что доверяют другим, смогли всего 5 % людей. Из–за недоверия все большая доля ВВП приходится на «услуги», связанные с контролем и охраной. Возникает парадокс: ВВП вроде бы растет, а производительность труда и качество жизни ощутимо падают. Вам нравится получать в ресторане счет после, а не до ужина? Сначала заправляться, а потом платить? Набирать продукты в супермаркете и только потом идти к кассе? Почему же именно так, а не наоборот? Потому что мы чувствуем доверие.
Доверие — это деньги. Клиенты, которым доверяют, покупают больше и дороже. Сотрудники, которым доверяют, работают лучше и обходятся дешевле. Доверять (имея возможность определить злоупотребившего доверием) всегда дешевле, чем делать из своего бизнеса маленький частный концлагерь.