выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Многолюдные улицы

08.10.2015Аренда (1010)
Ставки аренды в стрит–ретейле пошли вниз. После месяцев простоя свободные помещения начинают заполняться арендаторами.

Впервые с начала года доля свободных помещений на рынке стрит–ретейла Петербурга сократилась, отмечают эксперты. По данным JLL, в III квартале 2015 года она составила 8,2 %. Наиболее значимое снижение специалисты JLL зафиксировали на Большом пр. П.С. — с 8,1 до 4,6 %, чуть меньше — с 7,6 до 3 % — на Владимирском пр.

Самые активные арендаторы
— рестораторы. Как отмечают брокеры, появилось много дебютантов, игроки экспериментируют с форматами и позиционированием. Наибольшее количество кафе и ресторанов сегодня сосредоточены на Гороховой, Большой Конюшенной ул., ул. Жуковского, Белинского, Восстания, но самым ярко выраженным ресторанным коридором Петербурга остается ул. Рубинштейна. «Многие решили, что из–за кризиса помещения подешевели и это повод попробовать себя в ресторанном деле, мы большинство переговоров с арендодателями провели в начале года, чаще всего владельцы шли на фиксацию ставки, а не снижали ее», — говорит управляющий пивным рестораном. В целом уровень ротации на основных торговых улицах Петербурга снизился. Так, если во II квартале он составлял 9,6 %, то в III квартале (как и в I) — 4,6 %. Брокеры отмечают, что снижение текучки характерно для всех основных торговых коридоров Петербурга, однако заметнее всего стабилизация состава арендаторов на 6–7–й линиях Васильевского острова, Владимирском пр., Садовой ул. и Невском пр.

Среди закрытых объектов довольно много банковских офисов. В частности, по два допофиса закрыли банк «БФА» и Невский банк, один — Балтинвестбанк. Активно оптимизирует филиальную сеть Балтийский банк, который находится в процедуре санации. По данным Центробанка, на 1 августа в Петербурге работало 988 допофисов банков, а еще 1 января их было 1083. В JLL подчеркивают, что в большинстве случаев владельцы банковских помещений не смогли оперативно найти нового арендатора. Больше всего торговых точек закрылось в сегментах магазинов одежды и обуви, а также салонов красоты. Так, в структуре закрытых за III квартал торговых объектов доля магазинов одежды и обуви составляла 19 %, а открытых — только 11 %, подсчитали в JLL. «Обувщики закрываются, одежда съезжает, но найти место под продовольственный магазин — большая проблема», — говорит Александр Мышинский, генеральный директор ГК «Реал». По его словам, все, что появляется, скупают крупные федеральные сети — «Магнит», «Дикси», «Пятерочка», вакантными остаются только маловостребованные помещения площадью до 200 м2. Исследование JLL подтверждает: среди закрытых торговых объектов только 6 % приходится на продуктовые магазины, а среди открытых — 12 %.

«Рынок сдачи помещений в аренду скис, стал не таким доходным, как раньше», — сетует совладелец цветочной сети «Цветоптторг» Алексей Захаренко, которому принадлежат нескольких помещений в стрит–ретейле. Он поясняет, что долговая нагрузка на собственников коммерческой недвижимости выросла и владельцу выгоднее находить компромисс с арендатором и все– таки сдавать помещение. «Не могу сказать, что уровень ставок в стрит–ретейле снизился, но собственники стали увеличивать арендные каникулы», — говорит Алексей Захаренко. «Все арендодатели делятся на два вида: одни адекватно воспринимают рыночную ситуацию и готовы снижать ставки, а другие хотят получать привычную плату, несмотря на кризис», — говорит Александр Мышинский. Например, рассказывает он, три помещения, которые сеть «Реал. Свежие продукты» освободила в этом году, до сих пор стоят пустые. «Чем более бескомпромиссен гордый собственник, тем дольше будет простаивать его помещение», — согласен вице–президент одежной сети Sela Эдуард Остроброд. По его словам, если подходящее помещение пустует, компания идет на переговоры через 2–3 месяца, так как собственнику необходимо время, чтобы кардинально переосмыслить свое отношение к арендной ставке. Sela продолжает расширение и выручку вкладывает в открытие новых магазинов. Предприниматели отмечают, что собственники помещений стали чаще искать арендаторов самостоятельно, без помощи агентств. Дело в том, что из– за посредников срок сдачи помещений увеличивается, так как брокеры пытаются сдать помещения по максимальной ставке, да и арендатор вынужден платить комиссию, что отражается на стоимости открытия бизнеса.

Авторы: Елена Домброва, Амера Карлос
Источник:Деловой Петербург, "Многолюдные улицы", 08.10.2015