рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Дальше от центра, ближе к метро
Общая арендопригодная площадь бизнес–центров класса В, находящихся в пределах 500–600 м от метро и введенных после 2012 года, составляет 52 тыс. м2. По данным Colliers International, до конца 2015 года площадь таких офисных центров вырастет еще на 30 тыс. м2 . «Число бизнес–центров класса А, расположенных рядом со станциями метро, существенно превышает число бизнес–центров класса B», — отмечает директор отдела исследований компании Colliers International Вероника Лежнева. За аналогичный период, до конца 2015 года, объем офисных площадей класса А у метро вырастет на 130 тыс. м2 .
Наличие станции метро в непосредственной близости от офисов позволяет существенно расширить зону охвата бизнес–центра. Однако стоимость земли около метро достаточно высока, поэтому для девелопера экономически более эффективным является строительство жилья, торговых объектов, в некоторых случаях — преимущественно в престижных локациях — бизнес–центров класса А, а не бизнес–центров класса В.
«Офисы класса В, как правило, реализуются в составе многофункциональных комплексов, что создает дополнительные преимущества для их арендаторов», — рассказывает руководитель отдела консалтинга ASTERA в альянсе с BNP Paribas Real Estate Алексей Гулевский. Например, формат бизнес–центров класса B активно развивает компания «Адамант» в своих МФК у станций метро: комплексы «Международный», «Бухарестский», «Заневский каскад III», «Лиговъ».
Открытый около станции метро «Ладожская» БЦ «Золотая долина» (часть комплекса «Русские самоцветы») в первом полугодии 2014 года стал одним из наиболее активно заполняющихся объектов в 1–м полугодии 2014 года, рассказывает руководитель отдела исследований Jones Lang LaSalle в Петербурге Владислав Фадеев. Он отмечает, что применительно к классу В в среднем каждые 500 м удаленности от метро соответствуют снижению арендной ставки на 3–4 %.
А вот в Colliers International считают, что удаленность от метро не оказывает значительного влияния на арендные ставки. Кроме того, пример удаленных проектов (например, зона Пулково, деловой квартал «Полюстрово») демонстрирует готовность собственников бизнес–центров предлагать дополнительный сервис в виде шаттл–басов. А вот для автомобилистов расположение у метро может сыграть и недобрую службу. По словам Вероники Лежневой, обеспеченность парковочными местами бизнес–центра, расположенного у метро, существенно ниже, чем у более удаленных бизнес–центров. В офисах, расположенных в пределах 600 м от метро, одно машино–место приходится на 120 м2 площади, а в удаленных — на 78 м2 площади бизнес–центра. Это объясняется в том числе дефицитом земли у станций метро и желанием девелоперов застроить ее так, чтобы извлечь максимальную прибыль.
В тексте упоминаются Показать на карте
- объект недвижимости "ЗОЛОТАЯ ДОЛИНА", Уткин проспект, 8
- объект недвижимости "ЛИГОВ", Лиговский проспект, 153