выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Таможенный добор

01.10.2014Власть (667)
Таможенная служба, не добрав пошлин из–за санкций и конъюнктуры рынка, решила компенсировать этот дефицит за счет импортеров — им предстоит доплачивать в бюджет 1 млрд рублей в месяц до конца года.

Северо–Западное таможенное  управление (СЗТУ) составило список из 657 петербургских им порте ров, с которых до конца года собирается добрать 4 млрд пошлин за счет  увеличения таможенной стоимости.  В распоряжении «ДП» оказалась подготовленная СЗТУ докладная записка «О резервах собираемости таможенных платежей» с перечнем компаний и размером  предполагаемой суммы доплат. Все импортеры распределены на несколько  групп по суммам предполагаемого доначисления пошлин.

В первую группу, с низкой степенью риска нарушения законодательства (это значит, что взять с них много не получится),  вошли фирмы, поставляющие по прямым  контрактам сырье и комплектующие, в частности, для местных автосборочных  производств ООО «Ниссан Мануфэкчуринг Рус», ООО «Тойота Мотор», и другие крупные импортеры. Всего  в этой группе 153 компании. Далее таможенники выделили семь фирм, с каждой из которых, по их мнению, можно получить более 50 млн  рублей пошлин (см. таблицу), еще 10 компаниям таможенники намерены доначислить по 25 – 50 млн  рублей пошлин, 84 импортерам придется доплатить  по 10 – 25 млн рублей, и, наконец, с остальных 378 компаний доберут по 2,5 – 10 млн рублей. В отдельном перечне 30 участников внешнеэкономической деятельности, в отношении которых должны быть проведены проверочные мероприятия.

Причиной изыскания дополнительных резервов стал катастрофический недобор таможенниками пошлин, за счет которых  формируется около 40 % доходов федерального бюджета, что, собственно, объясняет борьбу таможенников за каждую копеечку. С января по август СЗТУ  планировало собрать с импортеров 332 млрд рублей,  а получилось на 10 млрд  меньше. План удавалось  выполнить только в феврале и марте этого года. Аналогичная ситуация по всем  таможенным управлениям страны, и это притом, что на этот год правительство РФ сократило таможенникам план по сбору пошлин из–за сложной  экономической ситуации.

Ввоз товаров в страну начал сокращаться еще в прошлом году, а в начале этого года падение ускорилось из–за резкой девальвации рубля. Усугубили ситуацию и введенные в отношении России санкции  после присоединения Крыма. А в конце лета РФ ввела  эмбарго на ввоз продовольствия из ЕС, США, Австралии, Канады и Норвегии.  В результате по итогам августа импорт сократился на 16 % по сравнению  с июлем, до $ 20 млрд.

Несмотря на объективные  причины снижения таможенных сборов, глава Федеральной таможенной службы (ФТС) Андрей Бельянинов в конце августа поручил всем руководителям таможенных управлений  принять действенные меры для повышения эффективности таможенного контроля за ввозом товаров.

СЗТУ предстоит до конца  года добрать 3,9 млрд рублей пошлин, Центральному таможенному управлению — 7,5 млрд рублей, Дальневосточному — 2,8 млрд рублей. Добирать средства таможенники решили за счет единственного доступного им инструмента — усиления контроля таможенной стоимости (на нее начисляются пошлины) как до, так  и после того, как товар прошел таможенное оформление. По закону таможенники могут требовать доплаты пошлин в течение 3 лет после растаможивания. Поясним: таможня рассчитывает пошлины от таможенной (проходной) стоимости, которую фискальный орган определяет самостоятельно по каждой  товарной группе — этот показатель на языке таможенников называется «индикатор таможенной стоимости» (ИТС) и равняется цене 1 кг ввозимого товара. Например, ИТС по технологическому оборудованию в СЗТУ равен $ 12,82  за 1 кг.

Можно ввезти и растаможить оборудование по фактической, как правило меньшей, стоимости,  но в этом случае для подтверждения цены российские таможенники, в отличие от их зарубежных коллег, вправе потребовать, как говорят импортеры, неограниченное количество подтверждающих документов, например договор купли–продажи с печатью торгово–промышленной палаты города, в котором куплен товар, или справку о химическом составе товара, что зачастую нереально достать вообще, не говоря уже о том, чтобы  сделать это оперативно. В итоге импортеры соглашаются поднять стоимость  до проходного барьера, а не держать товар на границе, собирая документы.

Наибольшие резервы доначисления пошлин таможенники выявили в пяти товарных группах: технологическое оборудование,  обувь, изделия из пластмассы , электроника? игрушки. Так, согласно докладной записке, в результате проведенного таможенниками анализа выяснилось, что при ввозе технологического оборудования фактически сложившаяся таможенная стоимость составила $ 12,06  за 1 кг, что на 6 % ниже нормативной, а по обуви расхождение еще больше —  16,3 % ($ 22,30 против $ 18,65).

Опрошенные «ДП» участники внешнеэкономической деятельности единодушно отметили, что антикризисная таможенная  политика может вызвать серьезные трудности, даже  если товар ввезен в страну добросовестно, уплачены все пошлины — проверки деятельности компании, усиление таможенного контроля на границе,  как отмечают предприниматели, неминуемо приведут к нарушению ритмичности поставок.

У таможенников всегда найдутся рычаги воздействия на всех, и на добросовестных импортеров тоже, уверены бизнесмены. По словам одного из таможенных брокеров, даже  у компаний, работающих  с точки зрения таможни исключительно по закону, найдутся недочеты (например, ввозя товар, импортер  предоставил копии документов вместо оригинала). Вместе с тем участники  рынка отмечают, что лучше бы СЗТУ начало эффективнее бороться с контрабандой.

«Посмотрите, откуда  в магазинах сыры и прочие продукты, запрещенные к ввозу 1,5 месяца назад. Думаете, складские  запасы? Да нет, конечно!  В Усть–Луге у нас дыра,  еще большая — в Кронштадте, а в Выборге поставлен на поток ввоз контрабанды физическими лицами в ночное время. Почему  таможенники этого не хотят замечать?» — возмущается один из импортеров, пожелавший не называть  своего имени. Кроме того, импортеры обращают внимание  на то, сколько сейчас ввозится запрещенных европейских товаров из Белоруссии.

Справедливости ради  стоит отметить, что Андрей Бельянинов в конце сентября предложил создать мобильные группы  для контроля за ввозом запрещенных в РФ товаров. Главу ФТС насторожил тот факт, что в последнее время страны Таможенного союза резко увеличили импорт продукции, попавшей под продуктовое эмбарго России. В итоге заплатить придется всем, чтобы таможня выполнила план, уверены участники внешнеэкономической  деятельности, а в следующем году многие попытаются вернуть взысканные  средства через суд.

Автор: Александр Сологуб
Источник:Деловой Петербург, "Таможенный добор", 01.10.2014