рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Муниципальные депутаты: оппозиционеры, бизнесмены, жулики?
Уголовное дело в отношении муниципального депутата-коммуниста Сергея Савина заставило по-другому взглянуть на деятельность народных избранников. “Фонтанка” выяснила, что общественную нагрузку фигурант игнорировал. Зато несколько лет его внимание занимала номинальная фирма, через которую, по версии следствия, пытались похитить 55 миллионов рублей. КПРФ поставит вопрос об исключении своего члена из партии, как уже сделала с его же братом, также муниципальным депутатом. И тоже за сомнительную бизнес-деятельность.
О внушительном экономическом преступлении ГСУ СК по Петербургу заявило в понедельник, 28 октября. Обвинение по статье “Особо крупное мошенничество” предъявили 50-летнему депутату муниципального образования “Смольнинское” Сергею Савину и его предполагаемому соучастнику-коммерсанту Алексею Разину. По версии следствия, мужчины от имени неизвестной фирмы “Индиго” в январе-июле 2012 года подавали декларации с ложными налоговыми данными и приобрели право на возмещение из федерального бюджета НДС на 55 миллионов рублей.
Впервые о возможных махинациях сотрудники ГУ МВД по Северо-Западу узнали прошлой осенью и в течение полугода возбудили три уголовных дела. Они числились “глухарями” вплоть до 25 октября - даты задержания главных фигурантов. За бизнесменом Алексеем Разиным, как сообщили корреспонденту “Фонтанки” в правоохранительных органах, оперативники ездили в Тихвин. Савин, объявленный в федеральный розыск, скрывался поближе - в квартире на Республиканской улице в Красногвардейском районе.
“Суд не удовлетворил ходатайство об аресте Разина и отпустил его под подписку о невыезде. Депутат после задержания пожаловался на резкое ухудшение здоровья. Его госпитализировали с процессуальной мерой принуждения “обязательство о явке”, - уточнили в главном следственном управлении СК по Петербургу. - Фирма “Индиго” - номинальная, фактически никакую деятельность не вела. Обвинение фигурантам уже предъявили”.
Сергей Савин стал депутатом в 2009 году. В выборах участвовал от КПРФ. Его выдвигал Центральный райком Санкт-Петербургского отделения компартии. Савин вошел в муниципальный совет “Смольнинского” и присоединился к старшему брату-погодку. 51-летний Юрий Анатольевич, тоже коммунист, политическую карьеру делал с 1980-х и даже баллотировался в депутаты ЗакСа. Но проиграл. Остался на муниципальном уровне.
В “Смольнинском” братьев развели по округам. Сергей Анатольевич отвечает за 239-й, Юрий Анатольевич - за 240-й.
Руководителем фирмы “Индиго”, зарегистрированной по номинальному адресу, Савин-младший стал в 2010 году. Чем она занималась, история умалчивает, хотя по лицензии должна строить здания и сооружения. Но, если верить налоговым декларациям, вела обширную деятельность, за которую просила возместить НДС.
Муниципальным депутатам Федеральный закон “Об общих принципах местного самоуправления” бизнесом заниматься не запрещает. Должность общественная, зарплату за нее не платят. Но обязанности вполне конкретные - обсуждение бюджета, участие в заседаниях совета, защита интересов своих избирателей, читай, жителей округа.
Общественно-полезный труд, кажется, для Сергея Анатольевича в последнее время отошел на второй план. Как неохотно, со второго раза, признались в “Смольнинском” корреспонденту “Фонтанки”, в этом году Савин-младший не провел ни одного приема граждан.
“Это потому, что к нему никто не обратился, - попытались смягчить впечатление от депутатской эффективности в муниципальном образовании. - У нас запись по телефону. Нуждающиеся звонят, оставляют заявку, мы передаем ее депутату”.
В абсолютную инертность избирателей верится с трудом. 239-й округ обслуживают пять депутатов. На его территории находятся 197 жилых зданий. То есть у обитателей около 40 домов за весь год не возник ни один вопрос, которым они могли бы потревожить депутата. Скорее предположишь, что своих избранников электорат в лицо не знает и в приемной ни разу не заставал. Ситуация аналогична с участковыми. Одни уполномоченные личные номера сотовых раздают и поквартирный обход регулярно совершают, а других днем с огнем не сыщешь.
По наблюдениям председателя комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству петербургского ЗакСа Сергея Соловьева, из 1,5 тысяч муниципальных депутатов 80 процентов - бюджетники. Директора школ, врачи, пенсионеры, отставные генералы. То есть люди, взвалившие на себя обузу, скорее, из гиперответственности, добрых побуждений или достатка свободного времени.
“Зачем остальные двадцать идут в муниципальные советы, - вопрос, которым стоит задаться”, - риторически резюмировал Сергей Соловьев.
Полезные связи и бюджетный распил
Небольшой экскурс в криминальную историю муниципалов примерно рисует побуждения и мотивы. Сергей Савин лишь один из многих, кого обвинили в злоупотреблениях. В августе 2012 года в Петербурге арестовали бывшего депутата Ломоносова Олега Шерле. Ему инкриминировали участие в преступной группе, которая промышляла отъемом жилья у воспитанников интернатов. Бывшим Шерле стал после того, как сдал мандат в пользу Валентины Матвиенко в 2011 году, чтобы она смогла участвовать во внеочередных выборах по Ломоносову. “Справедливая Россия” хотела исключить его из партии, но ограничилась выговором. В 2010 году Шерле, уже в статусе депутата, вел опасный бизнес. Неизвестные сжигали офис принадлежавшей ему юридической консультации “Гарантъ” и его же Mercedes SL 500.
В мае 2012 года возбудили дело в отношении бизнесмена Владимира Ивахи. Он пошел во власть в статусе гендиректора частной фирмы “Белаг” и занял должность депутата округа “Шувалово-Озерки”. По версии следствия, Иваха вступил в преступный сговор с директором бюджетного учреждения “Служба заказчика Красногвардейского района” Еленой Власовой. “Белаг” Ивахи получил тендер на ремонт школы. На счет компании перевели больше 7 миллионов рублей, хотя объем работ не соответствовал оплате.
В августе оперативники ГУ МВД по Петербургу и области пришли в муниципальный округ “Красненькая речка”, после выборов в котором в 2011 году Валентина Матвиенко получила депутатский статус и право стать спикером СовФеда. Администрацию заподозрили в махинациях на благоустройстве 11 домов. Судя по материалам уголовного дела, из бюджета исчезли 3,5 миллиона рублей, выделенных в рамках муниципального контракта. Глава администрации “Красненькой речки” Роман Морозов после скандала потерял пост.
В конце сентября возбудили уголовное дело по злоупотреблению должностными полномочиями в отношении сотрудников муниципального округа “Невский округ”. Неустановленные лица местной администрации заключили муниципальный контракт с фирмой “Арсеналъ” для благоустройства внутридворовой территории - на самом деле территории парка Строителей, который относится к территории зеленых насаждений общего пользования. Ее содержат на деньги городского бюджета. А из муниципального кошелька перевели 1,99 миллиона рублей “Арсеналу”.
На днях суд вынес приговор еще по одному “муниципальному” делу. Бывшего главу администрации округа “Северный” Александра Минина и зама Елену Григоренко признали виновными в организации фиктивных праздников. В 2011-2012 годах чиновники перечислили из бюджета больше 200 тысяч рублей на счета фирм, якобы проводивших гуляния муниципального масштаба “День миротворца”, “День защитника Отечества” и “Широкая Масленица”. Примечательно, что в оперативных материалах ГУ МВД по Северо-Западу фигурировали объемы хищений иного порядка - около 10 миллионов рублей. Впрочем, в суде “устояла” меньшая сумма, и Минина оштрафовали на 550 тысяч рублей, Григоренко - на 590. От должностей в органах госвласти и местного самоуправления их отлучили на три года.
“Как показывает практика, должность в муниципалитетах, связана она с исполнительно-распорядительными функциями или законодательными, дает немалые преференции, - пояснил “Фонтанке” адвокат Дмитрий Динзе. - Это, прежде всего, полезные знакомства для бизнеса, доступ к материальной базе муниципального образования - тем же зданиям, которые сдают в аренду. Ну и, конечно, доступ к бюджетным средствам, особенно по линии ЖКХ”.
Когда утром 28 октября пошла шумиха вокруг задержания Савина, функционеры КПРФ запутались в комментариях. Руководитель коммунистической фракции в ЗакСе Владимир Дмитриев, первый секретарь Санкт-Петербургского горкома Ольга Ходунова, 1-й секретарь Центрального райкома Санкт-Петербургского отделения КПРФ Николай Марков отчитывались в СМИ, что фигуранта уголовного дела исключили из партии около года назад за сомнительную бизнес-деятельность, и формально криминал и коммунизм рядом не стоят.
“Фонтанка” выяснила, что на самом деле лидеры петербургской КПРФ имели в виду брата фигуранта, Юрия Анатольевича, и что ошибка в Савиных функционерам вполне простительна.
Биографии братьев во многом пересекаются.
Депутаты “Смольнинского” - раз.
Схожий возраст (50 и 51 год) - два.
Страсть к коммерции - три.
Почему в высших парткругах подумали на Савина-старшего, “Фонтанке” объяснил 1-й секретарь Центрального райкома Санкт-Петербургского отделения КПРФ Николай Марков: “Около двух лет назад мы узнали о бизнес-делах нашего партийца, Юрия Анатольевича. К нам обратилась петербурженка. Пояснила, что поручила Савину продать ее жилье. Вместо реализации, с ее слов, депутат запустил в квартиру большую семью гастарбайтеров. Так и не продал, отдал гражданке ее деньги, но взял в долг 2 миллиона рублей. И часть не вернул. Мы помогли собрать документы для суда, и женщина выиграла иск. Савину поставили на вид, а он подал на меня в суд о защите чести и достоинства за то, что я публично, на пленуме, критиковал его”.
“Фонтанка” нашла в судебных анналах иск гражданки к депутату. Судя по нему, Савин брал взаймы 2 миллиона под расписку на полгода, с июля 2009 года по ноябрь. Вернул 1,2 миллиона, и хозяйка квартиры выставила немалый счет - недостающие 800 тысяч, проценты за пользование чужими деньгами в размере 300 тысяч, проценты по договору займа в размере 760 тысяч рублей. Всего, с учетом судебных издержек, - 1,88 миллиона рублей. Иск в Смольнинском суде гражданка выиграла.
Если верить списку исполнительных производств управления федеральной службы судебных приставов по Петербургу, Юрию Савину последние годы было вообще было не до депутатства и защиты интересов электората. По девяти судебным актам он должен выплатить порядка 24 миллионов рублей, в том числе банкам.
Юрий Анатольевич имеет статус адвоката, его фирма “КУН - компания по управлению недвижимостью” оказывает риелторские и юридические услуги. По информации “Фонтанки”, братья пересекаются не только на ниве депутатских функций, но и в бизнес-сфере. В списке руководителей одной из компаний, “КУН-Сервис”, записаны Сергей Савин и дочь Юрия Анатольевича Карина.
Как дал понять Николай Марков, Савина-младшего, скорее всего, ждет судьба брата. “Думаю, мы на внеочередном бюро рассмотрим вопрос об исключении Сергея Анатольевича из списков партии, - уточнил 1-й секретарь. - К сожалению, мы не можем настаивать на снятии с братьев депутатских полномочий, но на месте главы “Смольнинского” Гранта Аракелова я бы подумал, зачем такие избранники нужны”.
Сергея Савина, который, по данным его окружения, находится в тяжелом состоянии, “Фонтанка” беспокоить не стала. Юрию Савину дозвониться пыталась. Сотовый телефон весь день откликался длинными гудками, но голос Юрия Анатольевича за ними не послышался ни разу. На SMS-просьбы депутат тоже не отзывался.
Муниципальный депутат считается спецсубъектом. Дело в отношении Савина-младшего инициировал лично и.о. руководителя главного следственного управления СК по Петербургу Александр Клаус - так положено по Уголовно-процессуальному кодексу.
Статус депутата также защищает Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ “Об общих принципах местного самоуправления”. По нему досрочно полномочия прекращаются в случае смерти, отставки по собственному желанию, признания недееспособным, безвестно отсутствующим или после вступления в законную силу обвинительного приговора.
Председатель комиссии по устройству государственной власти, местному самоуправлению и административно-территориальному устройству ЗакСа Сергей Соловьев считает, что этих норм достаточно: “Лишать полномочий - сложная и долгая процедура. А избирателей в случае ареста народного избранника не оставят без депутатской помощи. “Освободившихся” возьмут другие избранники. Думаю, среди 1,5 тысяч депутатов всегда найдутся те, кто нарушает закон. Для минимизации рисков партиям надо тщательнее проверять кандидатуры и сразу отсеивать неблагонадежных”.
2 марта 2014 года состоятся выборы почти во всех муниципалитетах Петербурга. Многие связали с ними свежие скандалы. Якобы началась борьба за власть и общественное мнение. Бывший член КПРФ, а ныне оппонент партии и секретарь Центрального комитета “Коммунистов России” Сергей Малинкович явно видит политический заговор: “Братья Савины боролись с “Единой Россией”, были активными членами сопротивления, - заявил он корреспонденту "Фонтанки". - Юрий Анатольевич кристально честный человек, оказывал безвозмездные юридические консультации оппозиционерам. Сергея Анатольевича я знаю как бывшего сотрудника 76-го отдела милиции Центрального УВД, готового в любой момент прийти на помощь, участника боевых действий на Кавказе. Я давно его не видел, но слышал, что он серьезно болен. Ни за что не поверю, что он участвовал в махинациях. Уверен, исключение Савина-старшего из партии и уголовное дело против его брата - заказ перед выборами. Были два неудобных политика с высоким рейтингом”.
Политолог Евгений Негров, наоборот, полагает, что дело Савина не вяжется со 2 марта: “Действительно, партии рассматривают выборы как серьезную возможность перекроить политическую карту. Но последние криминальные случаи я бы не стал рассматривать как начало подковерной войны. Время еще не пришло. События сохраняют актуальность не больше 2-3 месяцев, потом о них общественность забывает. Но и незадолго до выборов всплеска криминальных новостей ожидать не стоит. Подобные вопросы, способные привлечь избирателей, у нас по-прежнему решаются на кулуарном уровне. Савину и прочим, дела которых предали огласке, - им просто не повезло”.