рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Налоги отменят, штрафы увеличат
В настоящее время фискальная нагрузка в России одна из самых низких в мире: без учета нефтегазовой сферы налоговые платежи составляют 21,7 процента ВВП. Помимо энергетиков и «добытчиков» больше всех налогов платят предприятия обрабатывающей промышленности и учреждения образования (31 и 28 процентов соответственно), меньше всего – в сельском хозяйстве (5 процентов). Вместе с тем нагрузка на российский бизнес в полтора раза ниже, чем по экономически развитым странам. В Австрии, Швеции, Италии, Финляндии, Бельгии и Франции доля налогов достигает 42-45 процентов валового продукта, а датчане отдают в казну больше половины.
Представленная Министерством финансов России стратегия налоговой политики на ближайшие три года предусматривает либерализацию в фискальной сфере. Исключение составляют нефтегазовый сектор и производители подакцизной продукции. Так, с 1 января ставки акцизов на вино увеличиваются в два раза, на табачные изделия – на 10 процентов, остальные планируется проиндексировать в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции. Акцизами будут облагаться электронные сигареты (системы доставки никотина одноразового использования и используемая в многоразовых электронных системах никотинсодержащая жидкость). Кроме того, с 2017 года вводится так называемый «налог на Google» – НДС обяжут платить иностранных поставщиков электронных услуг или контента (в том числе разработчиков программных средств, рекламораспространителей, информационные службы, операторов IP-телефонии и иных участников виртуального рынка).
Снижение фискального бремени, по замыслу чиновников, позволит стимулировать россиян поддержать отечественную экономику. В частности, планируется освободить от налога на доходы физических лиц (НДФЛ) купонные проценты по облигациям. Пока риски по инвестициям в такие ценные бумаги существенно выше, чем по застрахованным государством банковским вкладам. Для развития российских розничных сетей прорабатывается вопрос введения механизма tax-free – возврата НДС с вывозимых иностранцами потребительских товаров. Правда, выдавать соответствующие чеки разрешат, скорее всего, только бутикам и иным элитным магазинам.
Работающие в потребительской сфере индивидуальные предприниматели получат право вычитать стоимость приобретения контрольно-кассовой техники из единого налога на вмененный доход и стоимости патентов. Также в финансовом ведомстве предлагают предоставлять из федерального бюджета субсидии изготовителям новых «умных» кассовых аппаратов, обеспечивающих передачу данных в режиме онлайн. Правда, эти «льготы» в лучшем случае компенсируют малому бизнесу новые расходы – в настоящее время такие предприниматели освобождены от применения кассовой техники.
Но самые большие привилегии обещают так называемым самозанятым гражданам – репетиторам, няням, гувернерам, сиделкам, домашним помощникам, личным секретарям, водителям и так далее. В целях снижения неформальной занятости предполагается введение для такого экономически активного населения полного освобождения от налогов от де-факто нелегальной деятельности. По разным оценкам, их численность колеблется от 14,5 до 30 млн.
Обязательное условие легализации – уведомление фискальной службы. Но конкретные механизмы реализации этого проекта, который обсуждается уже больше года (АПИ писало о них – Репетиторская амнистия), пока не определены. В частности, глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин предлагает все же продавать им патент по условной цене в тысячу рублей в год.
Сегодня патент для тех же репетиторов стоит от 11 до 27 тысяч рублей, но обязательным условием является регистрация самозанятого педагога в качестве индивидуального предпринимателя и уплата им страховых взносов в размере 23,2 тысячи рублей в год. Вместе с тем эксперты убеждены, что репетиторы могут с лихвой компенсировать платежи в бюджет. Ведь под закону частные преподаватели освобождены от лицензирования, а обучаемые или родители несовершеннолетних учеников вправе вычесть расходы на образовательные услуги из налогооблагаемого дохода. То есть справка или чек об оплате обучения на десять тысяч рублей позволяют учащемуся вернуть из бюджета 1,3 тысячи. А репетитор, не уплачивающий налогов от своей деятельности, может выписывать такие справки на практически любые суммы.
С другой стороны, согласившиеся на участие даже в бесплатной кампании по легализации самозанятые граждане могут оказаться в «мышеловке». Ведь налоговые льготы будут действовать только до конца 2018 года, то есть меньше двух лет. После этого «мытари» потребуют от признавшихся в оказании «левых» услуг россиян отчитываться о доходах и платить налоги либо покупать патент за полную стоимость. Заявление о прекращении деятельности, поданное одновременно с окончанием льготного периода, скорее всего, фискальное ведомство признает вымышленным.
Поблажку с 1 января получат и бухгалтера, в первую очередь малых предприятий. Благодаря передаче функций администрирования страховых взносов во внебюджетные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) налоговой службе почти в три раза сократится объем отчетности и существенно риск проверки.
А вот пени за несвоевременную уплату налогов обещают почти удвоить. Сейчас они составляют 1,22 ключевой ставки Банка России, то есть 12,2 процента. Это чуть выше доходности по банковским вкладам и существенно ниже расходов по привлечению заемных средств. Эти стимулирует многих налогоплательщиков накапливать задолженность. В финансовом ведомстве напоминают, что пени по своей правовой природе носят компенсационный характер, а потому их необходимо увеличить до экономически обоснованного размера – двух ставок Банка России (20 процентов годовых).
Штрафы будут применяться и к собственникам недвижимости (квартир, комнат, домов, гаражей), транспортных средств и земельных участков, которые пассивно отнеслись к обязанности уплачивать налог с таких объектов. До сих пор фискальное ведомство должно было самостоятельно собирать сведения о таком имуществе от уполномоченных органов (Росреестра, ГИБДД и иных), рассчитывать налог и ежегодно рассылать владельцам уведомления с бланком квитанции.
Мнения экспертов
Ольга Волкова, профессор департамента финансов НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург
Либерализация налогового режима для производителей товаров и услуг – это всегда благо. И возможность законно не платить налог с доходов от перечисленных в проекте видов услуг (уборка, ведение домашнего хозяйства, репетиторство, присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми), безусловно, будет воспринята позитивно теми, кто эти услуги оказывает. Однако весьма сомнительно, что у налоговых инспекций выстроятся очереди из граждан, желающих «добровольно уведомить об осуществлении ими указанной деятельности» государство. Да, до конца 2018 года государство даст возможность не платить НДФЛ по этим видам деятельности, а что дальше? Пока доверие граждан к действиям государства низко, результат этой инициативы будет близок к нулю.
Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей
До конца не решен вопрос о том, как быть с самозанятыми гражданами, которые по указанию президента не должны платить налоги, что делать со страховыми платежами. Тоже их полностью освободить, либо действовать по принципу патента, то есть по минимальной ставке пройти, но не как налог, а приравнять их к иностранной рабочей силе, которая приобретает патент и может пользоваться всеми услугами социальными. Так вот, может быть, наши граждане – они же не хуже иностранцев. Поэтому может быть патентная система своего рода. Патент стоит тысячу рублей в месяц. Ну вот вам и сумма.