рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Налоговые инспекторы получат право контрольных закупок
В настоящее время контрольные закупки рассматриваются как оперативно-разыскная деятельность. Для их проведения фискальная служба, полиция и даже прокуратура активно используют подставных лиц, в том числе несовершеннолетних.
Для борьбы с не пробивающими чеки предприятиями торговли, общепита и сервиса, скрывающими таким образом доходы и налоги, контрольные закупки используются еще с начала 90-х годов прошлого века. Сотрудники налоговых инспекций «в штатском» под видом обычных покупателей приобретают некие товары, чаще всего самые дешевые. Зафиксировав факт получения кассиром денег и невыдачу чека, «мытари» предъявляют служебные удостоверения и составляют акт. Наказание – не менее 10 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей и 30 тысяч для юридических лиц.
Законность такой процедуры уже не раз становилась предметом судебных разбирательств. Еще в 2006 году служители Фемиды стали признавать контрольные закупки мнимыми сделками купли-продажи и отказывать принимать составленные акты как доказательства административного правонарушения. «В момент совершения сделки «покупатель» скрывает от продавца истинные цели приобретения товара, а также принадлежность к правоохранительным и иным фискальным органам. Ни одним нормативным актом сотрудникам налоговых органов не предоставлено право осуществления проверок или иных мер контроля путем введения проверяемого лица в заблуждение относительно своих истинных целей и сокрытия своего статуса», – заявил судья Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленобласти Александр Саргин.
Через три года использование таких методов де-факто запретил Высший арбитражный суд России. Ведь проверочные закупки являются оперативно-разыскным мероприятием, проводить которые фискальные службы не вправе. Кроме того, служители Фемиды указали на недозволенные методы работы налоговиков – в каждом третьем деле участники рынка жаловались на недобросовестность «мытарей» и провокационность их действий. Например, Арбитражный суд Москвы отверг собранные столичными налоговиками доказательства неприменения кассовых машин в сети «Евросеть»: «Осуществляющим оперативно-разыскную деятельность органам запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация). Преднамеренное использование при осуществлении проверки должностного лица, контролирующего органа, инициирование покупки им продукции свидетельствует о применении проверяющими недозволенных методов проверки», – заключил суд.
Для выявления нарушений в сфере применения кассовой техники еще в 2010 году Федеральная налоговая служба подписала соглашение о взаимодействии с МВД России. Ведь, в отличие от «мытарей», правоохранительные органы наделены правом проведения оперативно-разыскных мероприятий, в том числе и контрольных закупок.
Кроме того, фискальное ведомство стало использовать процедуру наблюдения – инспекторы сами не участвуют в сделке, а лишь фиксируют факт нарушения. Утвержденный Министерством финансов России административный регламент предписывает налоговикам осуществлять визуальное наблюдение, в том числе с применением видео-, аудиофиксации фактов приобретения и оплаты товаров покупателями.
«Контрреволюционное» решение в июне прошлого года принял Верховный суд России. Не отрицая отсутствие у налоговой службы полномочий на проведение оперативно-разыскных мероприятий, высшая инстанция сочла возможным признание в качестве доказательства акта контрольной закупки, который должен оцениваться наряду с другими материалами дела.
Законным служители Фемиды считают использование проверочных закупок и в других сферах. Например, полиция и прокуратура нередко привлекают солидно выглядящих подростков, которые должны под контролем приобрести сигареты или алкоголь, – такие нарушения влекут наложение штрафов уже в сотни тысяч рублей. Подставными могут быть даже несовершеннолетние воспитанники или волонтеры центров профилактики безнадзорности и наркозависимости. Но служители Фемиды не видят в этом нарушений. Например, рассматривая дело о продаже банки пива 16-летней девушке в новгородском магазине «Гном», арбитражный суд пришел к выводу, что несовершеннолетняя не принуждалась сотрудниками полиции к совершению правонарушения, а действовала добровольно.
Законопроект, внесенный в Госдуму 4 октября, закрепляет право налоговиков на проведение контрольных закупок и ряда иных проверочных мероприятий (осмотров территории и помещений, опросов и иных). Авторы поправок – депутаты федерального парламента Михаил Емельянов и Дмитрий Ушаков – указывают на нежелание полиции бороться с нелегальным бизнесом. «Предпринимательская деятельность, осуществляемая в скрытых формах, квалифицируется действующим законодательством как незаконное предпринимательство. Однако в настоящее время системное проведение правоохранительными органами работы по выявлению незаконного предпринимательства не рассматривается как важное, а иные контролирующие органы сегодня ограничены в возможностях и инструментах контроля в отношении нелегального бизнеса», – убеждены парламентарии.
Жертвами новых контрольных закупок в первую очередь может стать малый бизнес в потребительской сфере. Большинство небольших магазинов, павильонов, предприятий бытового обслуживания используют так называемые специальные налоговые режимы – уплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД) или покупают патенты. По закону, их применение позволяет отказаться от установки и приобретения кассовой техники, но по требованию покупателя продавец обязан выдать отчетную справку (товарный чек). Однако уже сейчас налоговики нередко пытаются оштрафовать участников рынка даже когда «подставной» покупатель не просил выдать ему соответствующий документ.
Кроме того, полномочия осуществлять контрольные закупки добивается Роспотребнадзор. «Для того чтобы посмотреть, качественная или некачественная продукция, нам нужно сегодня оформить распоряжение на проверку того или иного объекта или субъекта надзора, и проверять весь магазин. Новый же вид проверок – это надзор за конкретной продукцией в обороте, а не за всем магазином», – заявила на Петербургском международном экономическом форуме глава ведомства Анна Павлова. Причем, по ее словам, такую инициативу поддержали некие представители бизнеса и профильные ассоциации предпринимателей.
По данным Федеральной налоговой службы, в 2015 году было выявлено 558 тысяч нарушений порядка использования контрольно-кассовой техники, общая сумма штрафов достигла 467 млн рублей.
Мнение экспертов:
Татьяна Терещенко, руководитель аналитического направления адвокатского бюро «Прайм Эдвайс»
Контроль за применением контрольно-кассовой техники входит в компетенцию налоговых органов. Поэтому если сотрудник инспекции в рамках проводимой проверки совершает как покупатель приобретение (контрольную закупку), он действует в пределах своих полномочий.
Если же такую закупку совершает «подставное лицо», не являющееся сотрудником налогового органа, есть все основания для сомнения в законности именно подобного действия. В этих условиях можно оспаривать действительность акта контрольной закупки как законного доказательства, что не исключает представления иных доказательств о совершении административного правонарушения.
Равным образом, сложно усмотреть в осуществлении контрольной закупки, в том числе через «подставное лицо», некую провокацию совершения нарушения, поскольку выдача кассового чека является обязанностью продавца.
Александр Житнич, управляющий партнер юридической компании «Алариус Консалтинг»
Провокации при проведении контрольных закупок значительно распространены, особенно при привлечении к ответственности за продажу алкоголя несовершеннолетним. Хотя участие несовершеннолетних в оперативно-разыскных мероприятиях де-факто не разрешается. Судебная практика в качестве основных признаков провокации выделяет отсутствие информации о признаках совершаемого противоправного деяния до непосредственного проведения мероприятий, а также наличие у правонарушителя умысла на совершение деяния, независимо от действий сотрудников правоохранительных органов.
Полномочий по проведению непосредственно проверочной закупки как оперативно-разыскного мероприятия у налоговиков в настоящее время нет. Но есть право проверять факт выдачи кассовых чеков. Административный регламент предусматривает, что налоговики вправе лишь визуально наблюдать за действиями продавца и покупателя, в том числе используя технические средства.
В то же время к мероприятиям по проверке соблюдения кассовой дисциплины могут привлекаться сотрудники органов внутренних дел, и уже в этом случае они могут действовать в соответствии со своими полномочиями и проводить необходимые оперативно-разыскные мероприятия.