рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Обеты спокойствия для малого бизнеса
Проверочный мораторий будет действовать до конца 2018 год. Он исключает плановые проверки малых предприятий, которые в течение последних трех лет не допускали грубых нарушений. А вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели 67 регионов вправе воспользоваться налоговыми «каникулами».
Внесенный в Госдуму законопроект защищает субъекты малого и среднего предпринимательства от повышения фискальной нагрузки. Одна норма предлагаемых поправок запрещает принятие законов, устанавливающих новые виды налогов или увеличивающих размеры налоговых платежей и социальных взносов для малого бизнеса. Другая де-факто допускает изменение налогового законодательства, но если «оно создает менее благоприятные условия» для субъектов малого предпринимательства, то в течение первых четырех лет своей деятельности они платят налоги в порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
На самом деле эта норма заимствована из закона о государственной поддержке малого бизнеса, который действовал с 1995 по 2005 год. Но на практике она привела только к многочисленным спорам и конфликтам с фискальными органами: фактически они должны были игнорировать новые законы, повышающие или вводящими новые налоги. Служители Фемиды неоднозначно оценивали конкуренцию нормы о «налоговом моратории» и новых законов. В частности, арбитражный суд признал правомерным взимание введенного в 1998 году налога с продаж, так как он заменял сразу шестнадцать местных налогов и сборов (в том числе на нужды образовательных учреждений, за право торговли, с владельцев собак, за выдачу ордера на квартиру, парковку автомобилей, за проведение местных аукционов и лотерей, участие в бегах на ипподромах, уборку территорий, проведение киносъемок и ряд других). Поэтому малому бизнесу не удавалось доказать факт ухудшения своего финансового положения в результате изменения налоговой системы. «Ни один из законов, устанавливающих налог с продаж, незаконным, неконституционным в установленном порядке признан не был, следовательно, основания для их неприменения отсутствуют», – констатировали суды.
Аналогичные споры могут разгореться и в случае принятия предложенного законопроекта. Ведь во многих случаях даже изменение ставок автоматически не влечет повышения нагрузки. Например, введение регрессивной или прогрессивной шкалы в зависимости от ситуации может привести как к увеличению, так и снижению размера уплачиваемых налогов. Кроме того, базовые суммы для специальных налоговых режимов (ЕНВД, патентная система и другие) ежегодно индексируются пропорционально инфляции – в абсолютном исчислении налоги возрастают, в относительном – остаются на том же уровне.
Также никто не запрещает законодателям отменить введенную норму о налоговом «моратории». Так, в частности, было сделано в том же 1998 году с введением единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Но в этом случае Конституционный суд России указал на недопустимость придания новым правилам обратной силы, гарантировав ранее зарегистрированным субъектам право платить налоги «по старому»: «Подобное истолкование указанного положения обусловлено конституционно-правовым режимом стабильных условий хозяйствования», – заключила высшая инстанция.
Не исключены и злоупотребления со стороны самих участников рынка. Ведь никто не запрещает владельцам бизнеса зарегистрировать новое юридическое лицо и перевести на него деятельность действующей организации. Формально это будет уже новый субъект, который четыре года вправе пользоваться «налоговым мораторием».
Уже действующий с 1 января закон призван ограничить «кошмаривание» малого бизнеса. В плановом порядке с 2016 по 2018 год проверки можно проводить, только если в течение предыдущих трех лет компания уличалась в грубых нарушениях.
Между тем критерии грубых проступков определены только в отношении нарушений лицензионных условий. В иных случаях плановые инспекции надзорные органы вправе проводить в компаниях, деятельность которых была в административном порядке приостановлена или руководитель дисквалифицирован. Такие меры применяются крайне редко и, чаще всего, за серьезные нарушения санитарных правил, регистрацию «подставных» фирм и ущемление трудовых прав.
Вместе с тем государство фактически признает, что даже самые законопослушные малые предприятия могут попасть в план проверок, хотя он проверяется вышестоящими органами и согласуется с прокуратурой. Попавшим по ошибке нужно доказать, что они имеют право на применение «моратория», – к соответствующему заявлению требуется приложить подтверждающие статус субъекта малого предпринимателя документы (о выручке, среднесписочной численности и так далее). А надзорный орган вправе отказать в исключении компании из числа проверяемых.
Более того, никто не ограничивает проведение внеплановых инспекций. Налоговики, санитарная, антимонопольная и миграционная служба, пожарники и почти сорок иных ведомств могут проверять без предупреждений, санкции прокуратуры и даже предъявления каких-либо мотивированных оснований для вторжения.
В сводный план на 2016 год включено 364 тысячи проверок. Еще 293 тысячи ревизий, запланированных надзорными органами, были отклонены в процессе согласования с прокуратурой.
Ежегодно суды общей юрисдикции рассматривают 260 тысяч дел об административных правонарушениях против юридических лиц, 186 тысяч признаются виновными. Арбитражи разрешают 134 тысячи административных дел, подтверждая правонарушения в 90 тысячах случаев. В 2014 году служители Фемиды приостановили деятельность 27 тысяч организаций, 2,1 тысяча их руководителей были дисквалифицированы.