рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
2016 год: угрозы или перспективы
Что несет 2016 год малому бизнесу, равно как и среднему, и даже крупному, доподлинно никто не знает.
Все это зависит от биржевых индексов, настроений шейхов в Аравии, выборов американского президента, активности Ирана и аппетитов коррупционеров в России. Все это происходит в «большом мире», с которым, конечно, малый бизнес связан тонкими кровеносными сосудами, но выживать предпочитает все же самостоятельно, лишь оглядываясь на глобальные события. Именно этим объясняется долгая жизнь петербургских малых и средних компаний, в том числе производственных — они пережили все катаклизмы 1990–х, кризис 1998– го, кризис 2008–го и вялотекущий кризис после 2008–го по сей день. Тем не менее 2016–й несет и совершенно конкретные угрозы для малого бизнеса.
Исчезнут ли хостелы, которых более 1000 в городе, зависит от воли федеральных законотворцев и восприимчивости местной власти к их разворотам. Обнадеживает пример закона о торговом сборе, который был скоропалительно принят в Госдуме и так и не достиг Петербурга благодаря воле губернатора.
Власть обещала определиться с отношением к тем временным торговым объектам, чьи параметры не соответствуют требованиям, и дать их владельцам возможность платить налоги и пережить очередной кризис. Кроме того, если размещение киосков станет все–таки возможным на 5 лет вместо 3, предпринимателям не нужно будет так часто обивать пороги КИО. Участники рынка очень ждут этого, и в связи с тем, что КИО как структура стал чаще прислушиваться к голосам предпринимателей, определенная надежда есть.
Есть она и в теме закрепления энергомощностей за городскими помещениями, хотя скепсиса здесь гораздо больше. Одни предприниматели считают, что энергомонополистам это совсем ни к чему, пока работает федеральное постановление № 442, дающее им право собирать плату за электричество по сечению входного кабеля, другие все–таки надеются, что городская власть заинтересована в том, чтобы в аренду сдавались полноценные помещения. Это упреждало бы конфликты и гармонизировало бизнес–среду. В общем, малый бизнес ищет новые ниши, не забывая старые: на удушающей волне кризиса любой опыт может пригодиться.
Комментарии экспертов:
Эльгиз Качаев, глава КРППР: Для кого–то это будет год возможностей: кто поживее — был готов к испытаниям, заранее сократил расходы. При этом понятно — год будет непростым, но именно малый и средний бизнес несет сегодня главную социальную нагрузку по созданию рабочих мест. Вижу простор для импортозамещения: курс рубля играет на наших производителей. Спрос на необходимое есть всегда — людям нужно есть, пить, на чем–то ездить. Нужно искать новые ниши и идеи.
Роман Пастухов, президент Санкт–Петербургского союза предпринимателей: Этот год обязан быть успешным для бизнеса, хотя будет непросто. Труднее будет производствам, поэтому их надо временно освободить от налоговых платежей. А торговле надо дать место, возможность работать, и это будет главная помощь. Прогнозирую, что КИО пойдет навстречу малой торговле и примет новые параметры временных торговых объектов. От активности малого бизнеса зависит наличие антимонопольной конкурентной среды — качество рынка.
Ирина Иванова, депутат ЗС: В целом судьба малого бизнеса будет аналогична судьбе всей страны и российской экономики. Если мы сможем слезть с нефтяной иглы, перестанем говорить о поддержке бизнеса, а начнем поддерживать его реально, то малый бизнес переживет кризис. Будет нелегко. Боюсь, что к концу года мы недосчитаемся многих предприятий. Но малый бизнес сильнее крупного. Он более мобильный, верткий, агрессивный, и он выживет назло прогнозам.
1.Энергомощности за городскими помещениями до сих пор не закреплены, сделать это обещают к апрелю.
Ирина Иванова, депутат ЗС: На мой взгляд, эти обязательства до апреля «Ленэнерго» не исполнит. Таких помещений в городе более 15 тыс. На Форуме малого бизнеса было дано обещание, что в декабре будет обеспечено мощностью 4,5 тыс. помещений, а к апрелю — более 8 тыс. Судя по темпам подключения, этого не произойдет. Интересно, подключены ли 4,5 тыс. помещений — официально об этом не сообщалось.
Сергей Федоров, глава Ассоциации промышленников и предпринимателей: Монополии невыгодно скорое подключение: после него деньги за энергию будет получать другой монополист — гарантирующий поставщик. Только их объединение в единую структуру позволит облегчить участь бизнеса. Профильные комитеты стали подразделениями госмонополий и сами себя реформировать не смогут. Можно рассчитывать лишь на политическое решение губернатора.
Александр Абросимов, петербургский бизнес–омбудсмен: Отношения бизнеса с монополистами энергокомплекса приобрели характер хронического заболевания! И проблема закрепления мощности за помещениями в собственности Петербурга поднималась не раз, в том числе на заседании правительства. Надеяться, что за несколько месяцев 2016 года она будет решена, не приходится, но сотрудники «Ленэнерго» обещают справиться до конца года.
2. Десятки киосков превышают допустимые размеры, а договоры с ними заключают снова на 3 года.
Ирина Иванова, депутат ЗС Городские власти в лице КИО и КГА в настоящий момент не видят оснований для изменения. Поэтому мы с предпринимателями создали рабочую группу, в рамках которой готовится экономическое обоснование необходимости изменения допустимых для ларьков параметров. Надеюсь, мы сможем убедить городские власти в том, что нужно пересмотреть существующие ограничения.
Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Петербурга: Скорее всего, в этом году не увеличатся ни параметры, которым должны соответствовать киоски, ни срок действия договора. Потому что торговля монополизирована крупным капиталом, а именно в его интересах работает государство. Не исключено, что КРППР будет пытаться развернуть ситуацию в сторону бизнеса, но силы в этом случае несопоставимы.
Александр Абросимов, петербургский бизнес–омбудсмен: В августе 2015 года нам удалось добиться изменений в постановлении № 1045, по которым параметры павильонов были скорректированы. Но мое предложение на 2016–2017 годы об исключении повышающего коэффициента для НТО, построенных до 2007 года и не соответствующих параметрам, не принято. Мы готовим обращение в правительство с предложением к этому вернуться.
3. Госдума рассматривает проект о переходе на контрольно–кассовую технику, передающую данные онлайн.
Елена Никифорова, совладелица ЗАО «Информатика СПб»: Эффект от реализации проекта будет, очевидно, негативным для бизнеса. Предпринимателям, по сути, это не сильно нужно. Работа налоговой от перехода на новую систему упростится, а для бизнеса это только повлечет дополнительные затраты, причем затраты немаленькие. Но о перспективах принятия этого законопроекта я судить не возьмусь — все в руках законодателей.
Алексей Третьяков, глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Петербурга: Думаю, что этот проект примут: внедрение новых систем учета позволит кормиться многим: разработчикам программ, компаниям, которые занимаются установкой и обслуживанием. Расходы торговым фирмам придется перекладывать на плечи покупателей, а эффекта не будет. Просто потому, что, как обычно в таких случаях, система будет больше сбоить, чем работать.
Анатолий Симонов, президент Ассоциации бухгалтеров малых предприятий: Власти хотят выжечь неучтенку, чтобы уходить от налогов мог только узкий круг лиц, «кому по чину». Очевидный способ — загнать всех в федеральный компьютер. Эксперимент, который провели по схеме «кассы онлайн», оценен МЭР на двойку. Думаю, что система будет неработоспособна и к 2017 году. А проблемы будут такие, что правительству будет не до кассовых аппаратов.