выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Единый фискальный контроль

22.01.2016Бизнес (5669)
Функции администрирования так называемых «зарплатных налогов» – взносов в внебюджетные фонды, а также таможенных пошлин и «алкогольных» платежей планируется поручить Федеральной налоговой службе. Такие меры призваны снизить нагрузку на частные компании и повысить «рентабельность» работы самих надзорных органов.

Страховые взносы во все три фонда рассчитываются пропорционально фонду оплаты труда (ФОТ). Также с выплаченной зарплаты работодатели обязаны удерживать и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Правила их начисления и уплаты, льготы, исключения и иные особенности практически идентичны. Но при этом в три ведомства ежеквартально каждая компания должна предоставлять объемную отчетность, ведется сразу три реестра плательщиков, каждая служба вправе организовывать проверку, налагать штрафы и так далее.

Хотя в течение десяти лет (с 2001 по 2009 год) работодатели уплачивали единый социальный налог, включающий взносы во все фонды. Правда, помимо расчета в налоговую инспекцию компании обязаны были предоставлять так называемые персонифицированные данные в ПФР, а также отчитываться перед ФСС по «травматическим» сборам. Но только налоговики могли организовывать выездные инспекции и проводить иные мероприятия по администрированию.

Такая система была удобна участникам рынка, но не устраивала чиновников соответствующих фондов, лишенных возможности «кошмарить» бизнес. Основным аргументом против единого социального налога выступал страховой принцип взносов – исходя из уплаченных работодателем сумм, сами сотрудники получали те же «больничные» и «декретные», пособия при профзаболеваниях, а по достижению соответствующего возраста — пенсию. Тогда как налог априори означает фискальный сбор в бюджет, не порождающий у заплатившего никаких встречных прав.

С 2010 года единый социальный налог упразднили, а администрированием вновь занялись фонды (в отношениях с бизнесом ФОМС сейчас представляет ПФР, принимающий единую отчетность по таким платежам). Вместе с тем были унифицированы многие процедуры — юридическим лицам и предпринимателям не нужно теперь вставать на учет в каждом фонде (информация о них передается налоговиками сразу после государственной регистрации), порядок исчисления взносов определяется единым законом. Но при этом ПФР и ФСС делегировали право самостоятельно проводить проверки, требовать от бухгалтеров разъяснений, налагать штрафы, блокировать банковские счета и принимать иные меры. Причем не исключались ситуации, когда выплата, например, высоких командировочных, возмещение расходов на использование личного автотранспорта, мобильную связь, занятия фитнесом, участие в «корпоративе», бесплатно потребляемую воду из кулера и иные компенсации или расходы налоговики и чиновники ФСС не признают доходом работника, тогда как инспекторы ПФР включают их в фонд оплаты труда, начислив соответствующие взносы, пени и штрафы.

Более того, у каждого надзорного органа свои сроки сдачи отчетности: так, сведения о начисленной в первом квартале этого года зарплате нужно отправить в ФСС до 20-23 апреля, в налоговую службу — до 1 мая, ПФР — 15 мая. Содержащаяся в них информация практически идентична, но каждый отчет составляется по собственной форме, требуется подключение специальных средств электронного документооборота (на «бумаге» расчеты вправе сдавать только компании, в которых работает не более 25 человек).

Неоднозначно решается вопрос и уплаты санкций. Например, штрафы за несвоевременное представление данных персонифицированного учета исчисляются пропорционально сумме взноса и могут взыскиваться исключительно в судебном порядке. В результате арбитражи буквально завалены десятками тысяч исков, причем размер многих из них составлял всего несколько десятков рублей. Такие взыскания не покрывают не только расходов федеральной казны на судопроизводство, но и почтовых затрат самого ПФР.

По мнению большинства экспертов, раздельное администрирование оказалось неэффективным, причем в первую очередь для самих фондов. В отличие от налоговиков, они не имели ни ресурсов, ни опыта для проведения реальных выездных проверок.

Предлагаемому Министерством финансов России проекту объединения противилось лобби так называемого «социального блока»: «Поскольку взносы в систему обязательного медицинского страхования и Пенсионного фонда РФ тесно увязаны с обязательствами перед человеком, то передача сборов в систему налоговой службы может иметь отрицательный эффект, так как мы смешаем деньги нашего бюджета с деньгами каждого налогоплательщика», – утверждала вице-премьер Ольга Голодец.

Хотя на самом деле права россиян на бесплатную врачебную помощь в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС) никак не связаны с уплачиваемыми с их зарплаты взносами — полис на равных условиях получают и используют и высокооплачиваемые специалисты, и пенсионеры, и безработные. Сведения же о начислениях пенсионных сборов каждому работнику через межведомственную систему электронного документооборота могут оперативно передаваться от налоговиков в ПФР. Уже сейчас этот фонд получает сведения о декларируемых индивидуальным предпринимателем доходах, исходя из которых они должны уплачивать пенсионные сборы. К тому же с 2016 года накопительная часть пенсии будет формироваться только для мизерной части работающих – родившихся после 1966 года и выбравшим перечисление их взносов в негосударственные фонды (АПИ подробно писал о необходимости трудящимся принять такое решение – Будущая пенсия – спаси или потеряй).

Окончательное решение было принято в пользу фискального ведомства, на базе которого планируется создать единую систему администрирования налоговых и неналоговых платежей. Помимо социальных взносов, налоговикам поручат контролировать таможенные пошлины и связанные с оборотом алкогольной продукции сборы (ими сейчас занимаются Федеральная таможенная служба и Росалкогольрегулирование соответственно). «Таким образом, возникнет единое ядро администрирования, сбора и, соответственно, последующего использования всех налоговых и неналоговых платежей в стране», – заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

Согласно указу, подписанному президентом России Владимиром Путиным 15 января, законопроект о единой системе должен быть подготовлен до 1 мая. Его подготовкой займется заинтересованный в реформе Минфин. Реально ПФР и ФСС будут лишены своих надзорных функций, скорее всего, только к 2017 году.

Справка
На содержание аппарата ПФР в 2016 году выделяется 109 млрд рублей (2,7 процента от администрируемых страховых взносов), ФСС — 24,6 млрд (4,3 процента), Федеральной налоговой службы — 116 млрд (примерно 1,5 процента от налоговых доходов консолидированного бюджета).