рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Проигравшие владельцы автолавок обратились в прокуратуру
Конфликт между комитетом имущественных отношений и владельцами автолавок из-за распределения мест торговли перешел на новый уровень. Как стало известно «Фонтанке», не найдя понимания у Смольного, предприниматели решили добиваться справедливости в суде и прокуратуре.
В июле комитет начал прием заявок на размещение объектов нестационарной торговли в соответствии с новыми правилами. Но это обернулось скандалом: старожилы рынка получили отказы на большую часть поданных заявок, а две трети мест получили до этого никому не известные «Танита Фиш» и «Быстроежка».
В комитете имущественных отношений (КИО) уверяют, что процедура прошла полностью в соответствии с действующими правилами, по которым договор заключается с той компанией, которая подала заявку первой. Однако предприниматели называют свершившийся передел рынка не иначе как «рейдерским захватом» и, не добившись в течение трех месяцев понимания в Смольном, решили отстаивать свои права иными способами.
По информации «Фонтанки», в конце октября представители инициативной группы, в которую входят производители хлебобулочных изделий «Месье Патиссье», «Буше» и др., а также производитель мяса «ЛенРегионПродукт», обратились с письмом в прокуратуру города. По их словам, «Быстроежка» и «Танита Фиш» каким-то образом смогли подать заявки еще до того, как КИО опубликовал сведения о местах, на которые можно претендовать, и перечень необходимых документов. В прокуратуре "Фонтанке" сообщили, что сейчас решается вопрос о проведении проверок по данному обращению.
По словам коммерческого директора «Буше» Романа Певзнера, если добиться таким образом аннулирования заключенных договоров не получится, компания намерена обращаться в суд.
А вот производитель мяса «Каскад» пойдет в суд уже на следующей неделе. Как рассказал директор компании Павел Краев, она требует признать незаконными отказы КИО по тем 50 адресам, на которые она претендовала и подавала заявки.
«Основанием для отказа стало отсутствие у нас справки от Роспотребнадзора. Но ведомство выдает такие документы только тем, у кого термообрабатывающее производство. Мы же работаем с охлажденным мясом и получаем справки от ветеринарной службы. Таким образом, отказ КИО был необоснован», – говорит топ-менеджер.
Всего в схеме размещения сейчас 163 места. Согласно информации на сайте КИО, на 30 октября распределено 146 мест. Из них 55 достались компании «Танита Фиш», принадлежащей предпринимательнице Татьяне Некрасовой. Согласно данным СПАРК, компания была основана в 2006 году. В качестве видов деятельности указана переработка и консервирование рыбо- и морепродуктов. По словам участников рынка автолавок, в розничной торговле компания себя до этого не проявляла. Однако в самой фирме отмечают, что до этого работали с мелким оптом. А в автолавках, которые уже начали появляться в спальных районах города, продается свежемороженая рыба, доставленная из Мурманска.
Компания «Быстроежка» (основная деятельность – производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения) получила 44 места. По данным СПАРК, она принадлежит Маргарите Скрипченко и Иману Мурсалову. Однако компания входит в «Объединение малого и среднего предпринимательства в сфере мелкорозничной торговли «Северо–Западный регион», которая через директора Олесю Островскую связана с ХК «Форум» Дмитрия Михальченко. Ранее принадлежавшие ХК, а ныне Олесе Островской, компании «Союз» и «Лидер» также работают на рынке нестационарной торговли и еще недавно были одними из крупнейших арендаторов земли у города. Кроме того, директор «Лидера» Дмитрий Невдомский владеет компанией «Арсенал-Инвестплюс», где директором является совладелец «Быстроежки» Иман Мурсалов.
Получить комментарий от «Таниты Фиш» и «Быстроежки» на момент публикации не удалось. По предположениям старожилов рынка, новички, занявшие две трети мест, не планируют составить им добросовестную конкуренцию.
Так, сразу несколько предпринимателей сообщили «Фонтанке», что получили предложение от неких физлиц переуступить участки, полученные от КИО под автолавки, за 70 тысяч рублей в месяц. При этом компания, сама заключающая договор размещения с КИО, платит всего 8 рублей в год.
«Мы могли бы платить аренду, такая точка была бы даже рентабельной. Но в том и суть, что город дает производителям места фактически бесплатно, чтобы они больше средств могли пустить на развитие. А тут выходит, что на нас будет наживаться какой-то посредник», – говорит Павел Краев. По его словам, на такие предложения компания намерена отвечать отказами.
Однако в Смольном уверяют, что подобная схема невозможна: мол, компания, заключившая договор с городом на размещение НТО, не может сдать место в субаренду. Однако в комитете признали, что пункт договора 3.2.2 разрешает через год осуществить переуступку. «Но это предполагает полную замену стороны по договору, когда лицо, ранее заключавшее договор, освобождается от каких-либо прав и обязанностей», – пояснили чиновники.
Владельцы автолавок опасаются, что нынешние обладатели мест решат не инвестировать в покупку автолавок и через год воспользуются этой возможностью. По экспертным оценкам, стоимость автолавки может варьироваться от 700 тысяч до 1,2 млн рублей.
Параллельно владельцы автолавок пытаются добиться изменений в законодательство, регулирующее размещение их торговых точек. По их словам, даже если заключенные договоры удастся признать недействительными, это не гарантирует, что в будущем ситуация недобросовестной конкуренции при заключении соглашений с городом не повторится.
Однако итогом трехмесячных баталий между бизнесменами и КИО стали только поправки в постановление 15-р, которое регулирует порядок подачи заявок.
В частности, перечень документов был дополнен разрешением главного государственного ветеринарного инспектора Санкт-Петербурга. Исключены были требования о представлении сертификатов соответствия производства и реализации продукции требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО, а также обязанность по представлению нотариальных копий свидетельств налогового органа.
Более фундаментальных поправок, на которых настаивали владельцы автолавок, внесено не было. Однако в КИО отмечают, что высказанные предпринимателями предложения требуют более концептуальных изменений, а именно – поправок в сам закон об НТО и постановление Смольного о его реализации (№ 532).
С сентября КИО совместно с комитетом по развитию потребительского рынка прорабатывает три варианта таких изменений: предоставление мест под автолавки путем проведения специализированных торгов только среди производителей; путем получения патента; сохранение действующего целевого порядка путем усовершенствования способа получения преимущественного права. Однако точных сроков, в которые появятся проекты поправок, в Смольном не назвали.
Впрочем, среди самих предпринимателей нет единства в этом вопросе. Так, в «Ленрегионпродукте» ратуют за квоты. «Сейчас доминирующее положение заняли производители хлебобулочной продукции и рыбы, у мясных товаров минимум мест, у молочных вообще нет», – говорит директор компании Ким Ен Чер.
В «Каскаде», наоборот, считают, что квоты лишь усилят несправедливость. «Лучше проводить аукцион, но допускать к нему только производителей», – комментирует Павел Краев. В «Буше» уверены, что главное, чтобы закон не давал возможность «посредникам зарабатывать деньги из воздуха, не производя вообще ничего».