рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Человек для бизнес-жалоб
Как вы пришли на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ленобласти?
— Как и многие коллеги, я пришла из общественной организации, которая представляет интересы бизнеса. Это правильная практика: работая в таких объединениях, мы хорошо знали интересы и проблемы бизнеса своего региона, при этом выполняли функцию защиты прав предпринимателей. Это я делаю и сейчас.
Были ли какие–то сложности в начале вашей работы на этой должности?
— Когда 28 мая прошлого года областной парламент назначил меня на эту должность, мне надо было не только создать новый орган госвласти, но и оперативно найти помещение для работы. Мне кажется, что мы достаточно быстро решили этот вопрос. Кроме того, у меня маленький штат — всего три человека помимо меня. В то время как по закону штат может состоять из 15 сотрудников.
Какой бизнес к вам чаще всего обращается — средний, малый, крупный?
— Чаще обращаются представители среднего и малого бизнеса, а также индивидуальные предприниматели — самая незащищенная группа. Тем не менее ко мне обращались и представители крупного бизнеса, несмотря на то что в большинстве случаев у них есть возможность отстаивать свои права самостоятельно, нанимая целую команду юристов.
Каковы основные проблемы в регионе?
— В последнее время остро стоит вопрос взаимодействия с естественными монополиями. Так, в июле произошло резкое повышение цен на электроэнергию, в связи с чем ко мне поступило большое количество обращений от предпринимателей из разных районов Ленобласти. В основном же жалобы относятся к вопросам урегулирования земельных и имущественных отношений, контрольно–надзорной деятельности, также есть жалобы на бездействие правоохранительных органов и нарушения антимонопольного законодательства. Как правило, обращения имеют системный характер.
Всегда ли прав предприниматель, который обращается за помощью к омбудсмену?
— Иногда отказы или проверки со стороны органов государственной власти действительно обоснованны. Часто бывает и так, что предприниматель не в полной мере осведомлен о требованиях контрольно–надзорных органов, поэтому за их несоблюдение ему приходится платить высокие штрафы. В таких случаях мы стараемся наладить диалог бизнеса и власти, чтобы представители последней проводили с предпринимателями разъяснительную работу и просвещали их по проблемным вопросам.
Можете привести примеры?
— Например, один предприниматель приобрел земельный участок вместе со зданием. Предыдущий собственник платил аренду в размере 70 тыс. рублей в год. Новому собственнику местные власти повысили плату до 1 млн рублей в год. Дело было уже в суде, который встал на сторону администрации, поскольку все расчеты были сделаны правильно. Но иногда в таких случаях не хватает здравого смысла. По нашей инициативе состоялся диалог между всеми сторонами конфликта. Нам удалось убедить чиновников применить при расчете арендной ставки другие коэффициенты, и размер арендной платы значительно снизился. Это устроило и администрацию, и предпринимателя, было подписано мировое соглашение. Еще один пример — это прошлогодний случай, один из первых в моей работе в новой должности. Ко мне поступила жалоба на препятствование осуществлению предпринимательской деятельности. В одном из областных городов бизнесмен занимался вывозом мусора. У него на выезде с территории предприятия установили шлагбаум, и из– за этого транспорт не мог ни въехать, ни выехать с территории организации. Это привело к срыву вывоза бытовых отходов и значительным материальным убыткам. Предприниматель неоднократно обращался в различные инстанции с просьбой устранить препятствие или предоставить возможность оборудовать альтернативный проезд. Однако вопрос так и не решился. В ходе рассмотрения жалобы выяснилось, что местные власти установили шлагбаум по просьбе жителей, которым мешал шум от проезжающих машин. Затем, после долгой переписки, администрация согласилась, что шлагбаум нужно убрать, однако средств на демонтаж не было. В итоге совместно с прокуратурой мы добились демонтажа шлагбаума, и предприниматель смог продолжить работу.
Можно ли отметить еще какие– то особенности работы в Ленобласти?
— Примечательно, что у нас практически нет жалоб на региональное правительство и на федеральные структуры, в основном — на районные власти. Именно на местах чаще всего предприниматели сталкиваются с административными барьерами и другими многочисленными проблемами.
В каких районах больше всего бывает проблем?
— Всеволожский район — лидер по количеству жалоб, затем идет Сосновый Бор. Практически нет жалоб из Подпорожского и Лодейнопольского районов. Это связано с тем, что в отдаленных районах Ленинградской области небольшое количество субъектов предпринимательской деятельности, поэтому у них выстроено более тесное взаимодействие с представителями власти на местах.
С какими общественными организациями вы взаимодействуете в своей работе?
— Я сотрудничаю с четверкой главных бизнес–объединений, с отраслевыми союзами, представляющими интересы регионального бизнеса, например с Гильдией пекарей. Естественно, сохранился тесный контакт с «Деловой Россией». Моя работа в принципе предполагает тесное сотрудничество с бизнес– объединениями. Кроме того, в каждом районе есть советы предпринимателей, и со многими из них я также взаимодействую.
Вы уже наладили контакт со всеми советами руководителей предприятий в районах?
— У меня есть график посещения районов Ленинградской области. В рамках визита я всегда провожу личные приемы предпринимателей, чтобы у них была возможность озвучить свои проблемы. Кроме того, мы совместно с областным прокурором Станиславом Ивановым выезжаем на места для встречи с предпринимателями.
Какие у вас планы по развитию на ближайшее время?
— Как правило, большинство проблем, возникающих у предпринимателей, связано с практикой исполнения федерального и регионального законодательства на местах. В связи с этим в моих ближайших планах — в каждом районе назначить общественных представителей и открыть общественные приемные. Это позволит мне наладить обратную связь и поставить первичный фильтр для жалоб.