рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Малый бизнес пугает банки
Кризис вынуждает банки корректировать свои долгосрочные стратегии. В этом году о новых планах заявили несколько кредитных организаций. И, хотя каждый банк выбирает свой способ выживания, в обновленных стратегиях проявились общие тенденции — внимание к розничному бизнесу и опасения относительно корпоративного.
Так, если раньше целью Сбербанка было занять до 39,7 % на рынке кредитования физлиц к концу 2018 года, то теперь он планирует захватить до 42,8 % за счет более активных кросс–продаж текущим клиентам, в том числе участникам зарплатных проектов. Что же касается доли на рынке кредитов корпоративным клиентам, то, согласно новой версии стратегии, за 3 года она должна увеличиться с 32,5 до 33,2 %, тогда как раньше Сбербанк планировал занять 39,7 % рынка. ВТБ свою новую стратегию обещал представить только в следующем году, однако и сейчас аналитики говорят, что банк делает серьезную ставку на розничное кредитование, готовя масштабный проект Почтового банка. Он будет создан уже в следующем году на базе входящего в группу «ВТБ» Лето–Банка, который специализируется на рознице и получит 20 млн физлиц в качестве потенциальных заемщиков и 45 тыс. отделений по всей стране (это почти в 3 раза больше, чем сейчас у Сбербанка). Об изменении стратегии недавно заявил и МСП Банк: долю кредитования госструктур этот банк планирует снизить до нуля, а розницу нарастить с 8 до 20 %. Кредитовать малый бизнес банк тоже планирует более активно, но его долю предполагается ограничить до 10 %. В то же время ставка на розницу в нынешней ситуации не выглядит однозначно.
По данным Росстата, реальные располагаемые доходы населения за 9 месяцев этого года снизились на 3,3 % в годовом выражении. Просроченная задолженность физлиц перед банками, по данным коллекторского агентства «Секвойя кредит консолидейшн», на 1 сентября составила 8,04 % от общего объема кредитного портфеля (это максимальное значение с 2008 года). По сравнению с прошлым годом этот показатель вырос на 44 %. Однако малый и средний бизнес отличился еще больше: просроченная задолженность по кредитам в этом сегменте выросла за год на 54,5 %. Доля просрочки в портфеле составила на 1 сентября 12,2 %.
По словам экспертов, сокращать кредитные портфели юрлицам будут именно за счет МСБ. Крупный бизнес, просрочка которого составляет всего 4,7 % портфеля, становится желанным клиентом. Однако крупные заемщики, которые потеряли возможность кредитоваться на рубежом из–за санкций, пришли только в самые крупные банки, а всем остальным приходится выбирать меньшее из двух зол и наращивать кредитование физлиц. В то же время кредиты в любом сегменте могут быть не такими пугающими, если они имеют обеспечение. Если банки говорят, что наращивают розницу, не увеличивая риски, то речь обычно идет о наращивании ипотеки и автокредитов.
Корпоративные кредиты тоже выдаются преимущественно под обеспечение. В качестве такового банк может принимать все виды имущества или имущественных прав заемщика или третьего лица, а также поручительства третьих лиц. Если крупные банки пока еще могут позволить себе приличную долю необеспеченных кредитов, то небольшие банки от таких или уже избавились по максимуму, или собираются сокращать. Однако есть банки, которые исторически специализируются на корпоративных клиентах и не собираются наращивать розницу. «При кредитовании риски есть везде, но все же с учетом закредитованности населения и падения уровня доходов в среднесрочной перспективе кредитование предприятий является более оптимистичным направлением, чем розница», — говорят в Энергомаш банке. Однако доля ненадежных заемщиков, к которым в кризис относят малый бизнес, в таких банках будет неизбежно сокращаться. В целом банки уже сейчас становятся очень консервативными в выборе корпоративных заемщиков. «В области корпоративного кредитования, принимая во внимание негативный тренд в макроэкономике в целом и в банковском секторе в частности, мы сконцентрировались на обеспеченных ссудах, при этом ориентируясь в основном на твердые и ликвидные залоги. Можно сказать, мы работаем только с давними и проверенными клиентами», — говорит заместитель председателя правления Балтинвестбанка Кирилл Рогальский.
Комментарии экспертов: Алена Афанасьева, аналитик ГК Forex Club.
Риски кредитования МСБ в сравнении с потребкредитованием гораздо выше: при банкротстве мелкой фирмы–однодневки банк вряд ли получит хотя бы часть компенсации своих потерь. Однако закон о банкротстве физлиц отчасти уравнивает уровень риска. Эта инициатива может родить много мошеннических схем, заемщик может умышленно набрать непомерный груз кредитов, а потом избежать полных выплат. Поэтому сейчас банкам имеет смысл ориентироваться не на определенный сегмент заемщиков, а на четкие критерии надежности, которые можно применить и к бизнесу, и к гражданам.
Илья Балакирев, аналитик UFS IС.
У малого бизнеса проблемы с ликвидными залогами, и, учитывая падение кредитного качества и увеличение количества дефолтов, банки не хотят с ним связываться. Кредиты МСБ более короткие, чем розничные, и, если банк не получит маржу в начале, он не получит ее вообще. При этом банки иногда делают вид, что «виноград кислый», так как просто не могут предоставить конкурентные ставки. Если между ипотекой с господдержкой и ипотекой без господдержки разница в ставках может быть 2–3 п. п., то между ставками МСП Банка и рыночными ставками для МСБ разница в разы, и предприниматели просто не видят смысла в таких кредитах.