выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Бизнес с Китаем: не зная броду не лезьте в воду

26.11.2014Бизнес (5669)
В Ленэкспо на российско-китайском форуме «Бизнес с Китаем», проходящем в эти дни, деловое сообщество ищет ответ на вопрос, как торговать с Поднебесной профессионально. "Фонтанка" поговорила на эту тему с одним из организаторов форума, руководителем компании Optim Consult (Гуанчжоу, Китай) Евгением Колесовым. Оригинальный заголовок интервью "Этот газовый контракт нам еще аукнется" рекомендуется учесть при следовании призывам власти работать с "китайскими друзьями".

- Евгений, почему Петербург? Где мы, а где Китай!

– Конец ноября в России вообще богат на подобные события. До форума в Петербурге прошел Сибирский форум, только что в Подмосковье завершился  фестиваль боевых искусств, где также присутствовала делегация из Китая. Тема Китая, которую нам навязывают с самого верха, проецируется на уровень мелкого и среднего бизнеса, выливаясь вот в такие форумы и фестивали. Крупному бизнесу на подобных мероприятиях делать нечего. Нефть и газ продаются на других встречах.

- В петербургском мелком бизнесе много таких, кому интересна Поднебесная как деловой партнер?

– Уже сейчас многие компании в Петербурге работают с Китаем. Но, будучи представителями культурной столицы, действуют хитроумнее других российских регионов, выдавая китайский товар за европейский и оформляя при этом все европейские сертификаты. Они вам даже предъявят таможенную декларацию на, скажем, итальянскую или испанскую продукцию, которая на самом деле все равно сделана в Китае. Документы «железные», не «прикопаться».

- Есть ли шанс, что принцип нашей торговли с Китаем перерастет в нечто большее, чем традиционная «челночная схема» – купил что подешевле, продал здесь подороже.

- 20 лет назад, когда я впервые приехал в Китай, это действительно была преимущественно челночная торговля. До сих пор помню резкий ядовитый запах от низкокачественной обуви, пластиковых тазиков и одежды из дерматина. На китайских баулах в клетку поднялись многие. Теперь вместо баулов – контейнеры самой разнообразной продукции, качество не уступает европейскому. По сути «купи-продай», только в других масштабах. Ничего оригинального. А куда деваться? Российское производство разрушено. Очевидная альтернатива – Китай. Но сейчас мелкий и средний бизнес столкнулся с серьезной проблемой: если раньше деньги возили в трусах, то теперь работа ведется по офшорным схемам. Многие сталкиваются с проблемой перевода денег, не только в Китай, но и в другие страны мира. Стоимость так называемой конвертации по схеме, когда рублевый нал или безнал заводится на долларовый офшор с дальнейшей перекачкой в Китай, выросла в разы. Однако государство борется с подобными схемами, у коммерческих банков отзывают лицензии, офшорные схемы рушатся. Наш президент как раз накануне подписал закон о деофшоризации российской экономики.

- Увеличивается ли доля таких контактов, когда на русской стороне бизнеса идеи, замыслы и технологии, а на китайской – их воплощение?

– О том, какие русские великолепные изобретатели и ученые, помнит то поколение китайцев, которому помогал Советский Союз, я имею в виду стариков, которым сейчас за 80 лет. Нынешнее поколение китайцев летает в Космос, планирует освоить Луну, строит ледоколы, осваивает Африку, ну и далее по списку. Идеи, замыслы и технологии теперь штампуют китайцы, посещая огромное количество выставок, имея собственные инженерно-технические лаборатории, серьезно занимаясь воспитанием научных кадров. Сейчас Китай на первом месте в мире по регистрации патентов и торговых марок, за последние пять лет разговоры о том, что китайцы могут только что-то воровать, при этом не создавая своего, поутихли. Плюс юридическая сторона вопроса. Даже если вы зарегистрируете полезную модель или патент в Китае, обойти его и производить практически ту же самую модель у вас под носом не составляет никакого труда. Вы вспомните хотя бы случай с Siemens, когда на глазах у всего мира китайцы отобрали у немцев технологию монорельса и усовершенствовали её. А все сделали вид, что ничего не произошло. С китайцами никто не хочет ругаться, и как следствие, терпят практически любые их выходки.

- Сейчас власти дали российскому бизнесу серьезный импульс для развития отношений с Китаем. Какие при этом могут открыться реальные возможности?

– А в чем импульс? И для какого бизнеса? Для продажи нефти и газа у нас власть уже 15 лет импульсирует. А в том, что нам с высоких трибун говорят – работайте с Китаем, развивайтесь, создавайте совместные предприятия с «китайскими друзьями», никакого импульса не просматривается. Политическая бравада. При такой пульсации нужно помнить, что у нас на всю страну и десятка китаистов не наберется. Я имею в виду не тех, кто прожил в Китае три года и бьет себя в грудь, что он китаиcт, а авторитетнейших специалистов, кто изучению Китая посвятил свою жизнь, кто признан в научном мире и на государственной службе. А сколько в ближайшем книжном магазине вы найдете учебников по коммерческому праву КНР, гражданско-процессуальному праву КНР, макроэкономике, таможенному законодательству КНР? Как бизнесмену учиться работе с Китаем? Мы хотим дружить с Китаем, и даже говорим, что мы это делаем, но по сути крепкой базы под этими словами нет.

- Что бы Вы посоветовали тем, кто всерьез настроился на работу с Китаем? Какие типичные ошибки совершают российские бизнесмены, выстраивая отношения с Китаем?

– Про ошибки, которые совершают наши бизнесмены в Китае, можно дать отдельное интервью. У каждого опыта свои шишки. Кто-то не понимает, что соглашающийся на все китайский производитель (снижение цены, замена материала на более качественный, сокращение сроков производства) в итоге вас подведет. Другие не понимают, что свою торговую марку нужно регистрировать, чтобы китайцы её не захватили и не начали вас шантажировать. Третьим не понятно, что подписанный протокол о коммерческой тайне не больше чем бумажка, если китаец захочет похвастаться перед вашими конкурентами, сдав работу вашей организации на корню. Некоторые, словно дети, удивляются и выпучивают глаза, когда открывают контейнер, а там не тот товар – не те артикулы, не те цвета, не то количество, пересортица. Но знаете, давайте не будем никого пугать и скажем так: в бизнесе нет гарантий, есть только возможности. Практически все ошибки можно предотвратить или разрешить. Поэтому особых сложностей в работе с Китаем, равно как с Гондурасом или Филиппинами, нет.

- Как меняется Китай? Каким он будет в ближайшей перспективе с точки зрения своей открытости для бизнеса, правил его ведения, налоговой и внешнеэкономической деятельности?

– Сейчас китайские предприятия способны делать продукцию отличного качества. Помимо этого, тапочки, которые в Китае изготавливали ручным способом 15-20 лет назад, больше стране неинтересны. Вьетнам, Пакистан, Индия перенимают эстафету по производству ширпотреба. А вот производство электроники, телекоммуникационного оборудования, станков, товаров с высокой добавленной стоимостью – это пожалуйста, в Китай.

В целом Китай меняется в сторону ужесточения режима. Бизнес это ощущает в полной мере. Проверки ТПП, экологические проверки проходят чаще и, что важно, жестче. Если раньше можно было договориться с проверяющими органами, то сейчас даже хорошие отношения не всегда помогают. В то же время китайские бизнесмены стали очень богаты. Основное отличие между российскими и китайскими бизнесменами в том, что последние – неисправимые патриоты, они не обкладывают свою страну последними словами. Они не ставят себе целью уходить от уплаты налогов любыми способами (хотя надо признать, такие механизмы в Китае также существуют).

- Я читал в Ваших публикациях в московской прессе, что резкая переориентация на сотрудничество с Китаем несет в себе определенные риски для российской экономики. Что это за риски? Как их избежать?

– Россия выбрала Китай в качестве противовеса Западу. Китайцы же действуют осторожно, работая по всем направлениям: и с Америкой, и с Европой находят общий язык, в Африке так они вообще прочно обосновались, протоптали тропу в бывшие страны СНГ. А мы все это время, 10 лет, вели переговоры по газу с нашими друзьями-китайцами. Настаивали на своей цене, а Китай выжидал. И дождался-таки – против нас ввели санкции, и только в этот момент китайская рука дружбы потянулась к нам. Мне кажется, сами китайцы настаивали на том, чтобы соглашение по газу засекретили, чтобы даже никто не догадывался, насколько сильные они переговорщики. А ведь именно так охарактеризовал их Владимир Путин на пресс-конференции по поводу подписания договора. Я совершенно уверен, что этот газовый контракт нам ещё аукнется. У меня складывается ощущение, что мы сваливаемся в сторону работы с Китаем: мы её не планируем, не анализируем, нам сказали – Китай, и мы туда ринулись – и крупный бизнес, и мелкий, и средний. Как говорится: лезем в воду, не зная броду.

Автор: Андрей Молчанов