рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Первые миллиарды
Сын губернатора Петербурга Георгия Полтавченко Алексей стал совладельцем двух петербургских компаний — в сфере логистики и строительства. Стоимость их активов эксперты оценили в 14 м лрд рублей, а доли сына губернатора — в 4,2 млрд рублей. Таким образом, его состояние сразу на 200 млн превысило капитал сына бывшего губернатора города — Сергея Матвиенко, занимающего 107–е место в рейтинге миллиардеров «ДП». Партнерами Алексея Полтавченко являются Ирая Гильмутдинова, супруга основателя СМП Банка Константина Голощапова, а также совладелец «Петрохим оптторга» Олег Баринов. Как отмечают эксперты, деловые успехи детей чиновников, как правило, крепко привязаны к политической судьбе их родителей. Сам Алексей Полтавченко заявил «ДП», что занялся строительным бизнесом задолго до того, как его отец стал губернатором, — в 2004 году (см. комментарий на стр. 6).
Как выяснил «ДП», Алексей Полтавченко (в декабре ему исполнится 29 лет) вошел в состав учредителей двух крупных бизнесов. По данным ЕГРЮЛ, со 2 октября 2014 года ему принадлежит 32,35 % в компании «Инвестбугры» и 22 % в девелоперской компании «Петербургстрой». «Инвестбугры» управляют складским комплексом Saint–Petersburg Terminal Complex (STC) площадью 300 тыс. м2 на участке 54 га на севере Петербурга, между КАД и станцией метро «Парнас». В 2013 году выручка компании выросла на 18 %, до 222 млн рублей. Стоимость этого актива, по оценке директора УК Prior Development Алексея Попова, составляет 10 – 11 м лрд рублей. Директор «Инвест бугров» Максим Резепов от комментариев отказался.
Что касается компании «Петербургстрой», то летом 2013 года она ввела в строй бизнес–центр «Преображенский двор» на Литейном пр., 26, площадью почти 40 тыс. м2. По оценке директора ГК «Балтийский монолит» Светланы Петровой, стоимость этого здания — около около 3 млрд рублей. «Проект на 30 % заполнен арендатора ми. Стоимость аренды — 1200 – 1400 рублей за 1 м2», — сообщили в Astera. На первом этаже комплекса находится гипермаркет «Азбука вкуса». Часть площадей арендовал визовый центр Великобритании, переехавший туда в марте этого года. «Срок окупаемости здания при таком уровне цен и хорошей заполняемости составит 7 – 9 лет», — говорит Светлана Петрова.
По данным отчетности, выручка «Петербургстроя» в 2013 году составила 7,8 млн рублей. В компании также от комментариев отказались. Напомним, что в 2007 году строительство «Преображенского двора» сопровождалось скандалом: при сносе общежития Минобороны, которое находилось на этом месте ранее, пострадал соседний памятник — дом Мурузи. Смольный застройщика осудил, но никаких серьезных последствий для него этот инцидент не имел. Также участники рынка рассказали, что буквально 2 месяца назад одной из компаний владельцы бизнес–центра задолжали деньги за у слуги и пытались отделаться от кредитора, бравируя статусом некоего нового партнера. Инцидент после выплаты долга был исчерпан.
Партнерами Алексея Полтавченко в бизнесе являются Ирая Гильмутдинова, супруга основателя СМП Банка Константина Голощапова (вторым основателем банка был АркадийРотенберг, а его брат Борис позже выкупил долю Голощапова в бизнесе), и совладелец «Петрохимоптторга» и комплекса Nova Arena на территории Муринского парка Олег Баринов (см. схему). У Ираи Гильмутдиновой и Олега Баринова есть и другой общий бизнес. А компании «Кардинал» и «Новый континент», в которых они являются совладельцами, зарегистрированы на ул. Куйбышева, 21А, — там же, где «Инвестбугры» и «Петербургстрой».
Связаться с партнерами Алексея Полтавченко не удалось. Но известно, что семью Голощапова и Гильмутдиновой связывает с семьей Полтавченко и участие в жизни Русского афонского общества. Общество организует туры на греческую гору Афон и занимается благотворительностью. Константин Голощапов — один из учредителей общества вместе с вице–губернаторами Петербурга Игорем Дивинским и Василием Кичеджи. А попечителем является сам губернатор Георгий Полтавченко.
Алексей Полтавченко до 2012 года работал топ–менеджером в греческой компании Aktor, которая вынашивает идею строительства в Левашово под Петербургом мусороперерабатывающего завода стоимостью 9 м лрд рублей. В прошлом году проект оказался под угрозой срыва, поскольку инвестор отказался строить его самостоятельно. Но на ПМЭФ–2014 было заявлено, что партнером греков в проекте выступит банк «ВТБ». Участие в «мусорном» проекте обойдется банку «ВТБ» в 1,53 млрд рублей. По данным «ДП», закрытие сделки с банком намечено на 9 декабря. Строительство завода должно стартовать в начале 2015 года.
Алексей Полтавченко поддержал славную традицию детей первых лиц региона создавать в Петербурге и Ленобласти успешный бизнес. Начал ее Сергей Матвиенко (№ 107 в рейтинге миллиардеров «ДП» с состоянием 4 млрд рублей) — сын экс–губернатора города Валентины Матвиенко. Он всегда подчеркивал, что на деловом поприще всего добился сам. Но пик его успехов пришелся на период губернаторства матери — 2003 – 2011 годы. Тогда принадлежащее Сергею Матвиенко ЗАО «Империя» объединило активы и проекты общей стоимостью 30 млрд рублей. Но за 3 года после перехода Валентины Матвиенко на работу в Совет Федерации ее сын растерял почти все активы.
Проблемы с бизнесом возникли и у сыновей экс–губернатора Ленобласти Валерия Сердюкова, покинувшего пост в 2012 году. ГК «ЭФЭСк» (там есть доля у Вадима Сердюкова), которая раньше получала все крупнейшие энергоконтракты Ленобласти, в 2013 году не была даже допущена ни к одному из 11 региональных конкурсов на сумму 15 млрд рублей. «Успехи детей чиновников в бизнесе часто достигаются при поддержке родителей. Причем даже не надо вмешиваться — достаточно имени», — говорит депутат ЗС Борис Вишневский. Но удержать такой бизнес на плаву после ухода родственника из власти могут единицы.
Комментарии экспертов: Владимир Васильев, политолог, политический психолог.
Интересно анализировать условия, в которых может развиться бизнес чиновника. Семьи Собчака и Яковлева не сделали крупного бизнеса. Первый по характеру был не бизнесмен, второй руководил городом в очень конкурентной среде. При Матвиенко бюджет вырос в 5 раз и появились условия для привилегированных бизнесменов. Георгий Полтавченко тоже не бизнесмен. Но, думаю, он испытывает большое давление со стороны бизнес–групп, которые ему помогали. Может, кто–то из этих людей попробует получить дивиденды, в том числе привлекая к сотрудничеству его сына.
Алексей Ковалев, депутат ЗС.
У нас настолько бизнес сросся с госаппаратом, что везде дети, друзья, кумовья. Конечно, это материал для размышлений. Но в том, что дети чиновников идут в бизнес, и в том, что отцы поддерживают детей, я лично ничего плохого не вижу. Это абсолютно естественно. Все своим детям помогают. Просто у банкира или депутата больше возможностей. Настораживать общественность должны лишь те ситуации, когда бизнес детей чиновников неимоверно набирает обороты при их откровенной поддержке. Такие эпизоды должны становиться предметом расследования соответствующих органов.