рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Офис есть, а адреса нет
Адреса, по которым ранее было зарегистрировано большое число ныне исчезнувших организаций (представители которых отсутствуют, а корреспонденция возвращается с пометками "организация выбыла" и т. п.), Федеральная налоговая служба во главе с Михаилом Мишустиным признает заведомо ложными. Право так оценивать подозрительные адреса налоговикам делегировал Высший арбитражный суд РФ (ВАС). Цель подобных мер — борьба с фирмами–однодневками. Но в итоге с трудностями при регистрации бизнеса могут столкнуться и обитатели самых обычных бизнес–центров.
Заместитель руководителя управления Федеральной налоговой службы по Санкт–Петербургу Елена Кононова утверждает, что адреса бизнес–центров в черный список не включаются. Однако на самом деле журналист "ДП" обнаружил в базе данных большое число бизнес–центров, арендаторы которых, видимо, покинули офисы, не уведомив налоговиков о переезде. Так, по словам президента Ассоциации бухгалтеров малых предприятий Анатолия Симонова, зарегистрироваться невозможно в доме 63 по Лесному пр. (по данным налоговиков, этот адрес используют 88 юридических лиц).
"Я понимаю, что налоговая служба хочет легализовать бизнес, но предпринимаемые ими меры просто затрудняют регистрацию для добросовестных предпринимателей", — говорит Анатолий Симонов. Адресом массовой регистрации признан также бизнес–инкубатор в доме 37 по ул. Седова (125 организаций). Попали в черный список налоговой и бизнес–центры УК "Теорема" (по адресу "Эврики", например, зарегистрировано почти 200 фирм). Впрочем, по словам руководителя компании Игоря Водопьянова, его клиенты с проблемами регистрации пока не сталкивались.
"Если хоть один из наших клиентов столкнется с такой проблемой, мы будем решать вопрос с налоговой службой вплоть до суда. Мы считаем такие отказы незаконными", — говорит управляющей сетью бизнес–центров "Сенаторъ" Дмитрий Золин. Помимо бизнес–центров в черные списки попали адреса иных крупных арендодателей, в том числе ОАО "Кировский завод" (пр. Стачек, 47, — больше 500 юридических лиц). В его пресс–службе пояснили, что в курсе сложившейся ситуации и попросили налоговую службу регистрировать новые юридические лица по адресу только при наличии письменного согласия предприятия.
"На мой взгляд, инициатива по введению подобного черного списка на текущий момент не несет ничего положительного для рынка. Скорее наоборот, наличие негативных отзывов, которые порой бывают получены по ошибке, отрицательно влияет на дальнейшую деятельность конкретной компании", — говорит Александра Смирнова, директор направления инвестиционного брокериджа NAI Becar.
Использование адресов массовой регистрации должно вызывать подозрения и у кредитных организаций, обслуживающих их счета ("ДП" писал об ужесточении банковского надзора — № 43 / 2014). Формально прописки по "плохому" адресу достаточно, чтобы отказать в открытии счета, расторгнуть уже заключенный договор или заблокировать операции. Такие указания Банка России вступили в силу с 1 апреля. Правда, финансистам рекомендуется оценивать все факты не только по отдельности, но и в совокупности. Опрошенные петербургские банки пока не торопятся применять репрессивные меры.
"Наши сотрудники выезжают по месту нахождения клиента. Если его офис реально существует, то у нас нет оснований подозревать компанию, даже если по этому адресу зарегистрировано 100 фирм", — говорит Александр Тимофеев, советник управляющего филиалом КБ "РусьРегионБанк" в Петербурге.
По словам Николая Антонова, руководителя комитета по офисной недвижимости НП "Российская гильдия управляющих", борьба с "резиновыми" офисами не должна вызвать проблем у арендаторов офисов в серьезных бизнес–центрах, сдающих помещения реальным арендаторам. "Во избежание лишних вопросов мы рекомендуем указывать в документах точные идентификаторы арендуемых помещений (номер комнаты, площадь и т. д.)", — советует он.
Комментарии экспертов: Людмила Карендясева, директор по развитию ООО "РЭО "Сервис" (управляющая компания бизнес–инкубатора).
У нашей компании заключен с КУГИ договор на управление помещениями для сдачи их в аренду в интересах города. На основании предварительного соглашения прошедшие предварительный отбор предприниматели регистрируют юридическое лицо, указывая в качестве местонахождения наш адрес. Иного адреса у наших клиентов чаще всего нет. Отказ налоговой службы регистрировать компании в бизнес–инкубаторе может лишить их возможности легально вести бизнес. Для решения этой проблемы мы планируем направить письмо на имя руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина.
Николай Вильчур, директор Международной Консалтинговой Компании "Вильчур И Партнеры"
Бизнес–центрам следует обжаловать внесение их в соответствующие перечни. Прежде всего в судебном порядке, чтобы получить соответствующее решение. Затем в прокуратуру с требованием проверки обоснованности действий налоговиков, влекущих массовое нарушение прав арендодателей и арендаторов. И, наконец, в вышестоящий налоговый орган — с жалобой на действия конкретных лиц (если их удастся установить). Сложнее всего приходится как раз арендаторам, поскольку судебное разбирательство идет достаточно долго, а компания в это время зарегистрирована не будет.